Развиваясь на протяжении нескольких последних десятилетий, управление проектами сегодня является синтетической дисциплиной, объединяющей методы, средства и лучшие практики нескольких различных областей знаний.
Следующие функциональные области знаний в управлении проектами уделяют им наибольшее внимание:
- управление предметной областью проекта (содержанием и границами) — определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта (в ИТ, особенно в проектах разработки программных продуктов, часто называют управлением конфигурацией);
- управление проектом по временным параметрам — разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; определение последовательности выполнения, продолжительности и расписания работ — календарного плана проекта; контроль изменений календарного плана проекта;
- управление проектом по стоимостным параметрам — определение видов и количества ресурсов (люди, оборудование, материалы); определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета;
- управление качеством — определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятия по обеспечению качества; контроль качества;
- управление персоналом — распределение ролей, ответственности и отношений координации и субординации персонала проекта; построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор человеческих ресурсов; создание и совершенствование команды проекта;
- управление коммуникациями — определение источников и потребителей информации внутри и вне проекта; описание видов распространяемой информации, сроков и периодичности предоставления информации; способов доставки информации; управление процедурами распространения информации в ходе реализации проектов;
- управление проектными отклонениями:
- управление рисками — выявление событий, которые могут повлиять на проект; определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления рисковых событий; выработка стратегий работы с рисками; планирование, осуществление и контроль мероприятий, связанных с реагированием на риск;
- управление проблемами — выявление возникающих вопросов (функциональных, технических, бизнес и др.), их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;
- управление изменениями — выявление возникающих модификаций ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта;
- управление контрактами — определение требуемых товаров и услуг, потенциальных продавцов; поддержание формализованных отношений с продавцами.