Методы государственного регулирования конкурентной среды

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды. Качество этой работы на всех уровнях управления очень низкое. До настоящего времени отсутствуют федеральные законы «О конкурентоспособности», «Об инновационной деятельности», «О промышленности» и др.

Принятые в середине 90-х гг. Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства» существенно ничего не решают. Конкурентоспособность России продолжает снижаться, жизненный уровень населения — падать.

Состояние государственного регулирования конкурентной среды проанализируем по работе Г. Л. Азоева и А. П. Челенко-ва «Конкурентные преимущества фирмы».

Для координации и контроля соблюдения Закона «О конкуренции...» при Правительстве РФ был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позже преобразованный в министерство — МАП). К основным функциям МАПа относятся:
• совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции...»;
• разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;
• разработка правовой базы для регулирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;
• регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;
• регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;
• изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Как видим, МАП включило в состав своих функций наиболее простые, с одной стороны, и наиболее близкие к деньгам — с другой. Регулирование управления конкурентоспособностью различных объектов и страны в целом МАП не включило в состав своих функций. Другие структуры федерального уровня тоже эту сложнейшую проблему не включили в состав своих функций, полагая, что это является обязанностью МАП.
Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ. В рамках программы впервые для российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка, включающие:
1) снижение (ликвидацию) правовых, экономических, организационных и административных барьеров, препятствующих вхождению новых предприятий на рынок, в том числе мировой;
2) импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;
3) выделение (разделение) самостоятельных предприятий из объединений и крупных компаний;
4) создание конкурирующих производств путем нового строительства;
5) диверсификацию производства;
6) конверсию оборонного комплекса;
7) государственную поддержку инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, предприятий, выходящих на рынок с конкурентоспособными товарами;
8) развитие инфраструктуры сферы обращения (транспорт, склады, посреднические, закупочные организации, биржи и др.);
9) создание системы организационных товарных рынков и конкурсного распределения дефицитных ресурсов;
10) развитие инфраструктуры информационного обеспечения экономической деятельности предприятий;
11) создание правовых основ и методов регулирования естественных и государственных монополий;
12) повышение правовой грамотности и культуры участников рыночных отношений.

В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.
В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.
В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т. е. на экономических, технических, организационных и правовых условиях, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции (табл. 1.4).

Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям:
• выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;
• сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;
• снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;
• информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;
• защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. И заключается оно в следующем:
1) разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
2) жесткий контроль за исполнением законодательства;
3) формирование и перераспределение финансовых потоков;
4) распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;
5) адресные социальные гарантии отдельным категориям населения;
6) инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.

Сегодня перечисленные функции осуществляются слишком слабо, чтобы говорить о достижении соответствующих целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помошь и поддержку.

Источник: 
Управление конкурентоспособностью организации