Бизнес всегда существует и развивается в условиях рыночной конкуренции. Руководители постоянно предпринимают усилия по снижению затрат на производство и совершенствование качества продукции. Такие действия неизменно ведут к наращиванию прибыли. И это несмотря на то, что конкуренция к концу XX века приобрела, говоря словами американского экономиста Джексона Грейсона, характер экономной тектоники.
Миллионы лет тому назад на земном шаре существовал только один континент — Пангея. Под воздействием внешних и внутренних сил природы этот континент раскололся на части, образовав огромные массы земли, которые стали сталкиваться друг с другом и ломать береговую линию. При этом возникали новые континенты, острова, горные хребты. Они, по мнению Грейсона, позволяют нагляднее представить развитие современного бизнеса.
Так же, как и в природе, в бизнесе имеет место процесс разрушительно - созидательного порядка. Однако в отличие от разбегающихся континентов бизнесы разных стран и регионов сближаются, становятся интегрированными, взаимосвязанными. Мир превращается, как шутят экономисты, в «одну большую деревню». Признаки такой деревни уже не замедлили проявиться: мировое хозяйство приобретает черты огромной фабрики, «в которой крышей служит небо, а собственность на отдельные части хозяйства переплетены, как нитки в клубке».
Интегрируются также процессы, происходящие в сфере услуг: рекламы, банковских и страховых операций, гостиничного хозяйства, строительства... Валютные рынки объединяются между собой телекоммуникационными сетями — для них нет ни барьеров, ни границ. Однако все это ни в коей мере не снижает накала конкуренции, а наоборот, разжигает ее.
Конкуренты в современных условиях стали более агрессивными. Они появляются в самых непредвиденных местах и действуют в непредсказуемых направлениях. В настоящее время одинаково сильно конкурентные баталии ведутся как в погоне за мировое и региональное лидерство, так и за раздел национальных рынков.
Успех при конкуренции в погоне за лидерством определяется тремя переменными — составляющими экономической системы государства или отдельного региона. Это человеческий фактор, финансовая политика и т / т (техника и технология). Исследования, которые проводились автором данной книги при проведении деловых игр и на целенаправленных семинарах краткосрочных курсов Академии народного хозяйства при правительстве РФ, позволили выделить целый ряд конкретных факторов, среди которых прежде всего выступают:
- N - степень проявления национальных амбиций (национальный характер);
- Р - уровень производительности труда;
- D - состояние финансовой системы;
- L - степень противостояния труда и капитала;
- Н - человеческий потенциал;
- V - степень состояния техники и технологии.
Комбинация этих факторов позволяет составить ряд формул, описывающих поведение персонала в условиях конкурентной борьбы.
Межфирменная конкуренция существует в двух формах: идеальной (perfect competition) и ограниченной (imperfect competition).
Идеальная конкуренция, как пишут в британских учебниках по прикладной экономике, должна удовлетворять следующим условиям:
- на рынке действует множество покупателей и продавцов, и ни одна отдельная группа из тех или других не может влиять на рыночную ситуацию;
- для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;
- все участники рыночных отношений имеют о рынке одинаковую информацию;
- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
Названные позиции идеальной конкуренции составляют один из полюсов процесса «Купли-продажи». Другим его полюсом является монополия или отсутствие конкуренции. Все, что лежит между ними, является ограниченной конкуренцией. Как видно, основное поле деятельности современного бизнеса — это далеко не идеальная территория. Нетрудно себе представить, какой важной становится этическая подготовка бизнесмена.