Конкуренция

Бизнес всегда существует и развивается в условиях рыночной конкуренции. Руководители постоянно предпринимают усилия по снижению затрат на производство и совершенствование качества продукции. Такие действия неизменно ведут к наращиванию прибыли. И это несмотря на то, что конкуренция к концу XX века приобрела, говоря словами американского экономиста Джексона Грейсона, характер экономной тектоники.

Миллионы лет тому назад на земном шаре существовал только один континент — Пангея. Под воздействием внешних и внутренних сил природы этот континент раскололся на части, образовав огромные массы земли, которые стали сталкиваться друг с другом и ломать береговую линию. При этом возникали новые континенты, острова, горные хребты. Они, по мнению Грейсона, позволяют нагляднее представить развитие современного бизнеса.

Так же, как и в природе, в бизнесе имеет место процесс разрушительно - созидательного порядка. Однако в отличие от разбегающихся континентов бизнесы разных стран и регионов сближаются, становятся интегрированными, взаимосвязанными. Мир превращается, как шутят экономисты, в «одну большую деревню». Признаки такой деревни уже не замедлили проявиться: мировое хозяйство приобретает черты огромной фабрики, «в которой крышей служит небо, а собственность на отдельные части хозяйства переплетены, как нитки в клубке».

Интегрируются также процессы, происходящие в сфере услуг: рекламы, банковских и страховых операций, гостиничного хозяйства, строительства... Валютные рынки объединяются между собой телекоммуникационными сетями — для них нет ни барьеров, ни границ. Однако все это ни в коей мере не снижает накала конкуренции, а наоборот, разжигает ее.

Конкуренты в современных условиях стали более агрессивными. Они появляются в самых непредвиденных местах и действуют в непредсказуемых направлениях. В настоящее время одинаково сильно конкурентные баталии ведутся как в погоне за мировое и региональное лидерство, так и за раздел национальных рынков.

Успех при конкуренции в погоне за лидерством определяется тремя переменными — составляющими экономической системы государства или отдельного региона. Это человеческий фактор, финансовая политика и т / т (техника и технология). Исследования, которые проводились автором данной книги при проведении деловых игр и на целенаправленных семинарах краткосрочных курсов Академии народного хозяйства при правительстве РФ, позволили выделить целый ряд конкретных факторов, среди которых прежде всего выступают:

  • N - степень проявления национальных амбиций (национальный характер);
  • Р - уровень производительности труда;
  • D - состояние финансовой системы;
  • L - степень противостояния труда и капитала;
  • Н - человеческий потенциал;
  • V - степень состояния техники и технологии.

Комбинация этих факторов позволяет составить ряд формул, описывающих поведение персонала в условиях конкурентной борьбы.

Межфирменная конкуренция существует в двух формах: идеальной (perfect competition) и ограниченной (imperfect competition).

Идеальная конкуренция, как пишут в британских учебниках по прикладной экономике, должна удовлетворять следующим условиям:

  1. на рынке действует множество покупателей и продавцов, и ни одна отдельная группа из тех или других не может влиять на рыночную ситуацию;
  2. для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;
  3. все участники рыночных отношений имеют о рынке одинаковую информацию;
  4. покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Названные позиции идеальной конкуренции составляют один из полюсов процесса «Купли-продажи». Другим его полюсом является монополия или отсутствие конкуренции. Все, что лежит между ними, является ограниченной конкуренцией. Как видно, основное поле деятельности современного бизнеса — это далеко не идеальная территория. Нетрудно себе представить, какой важной становится этическая подготовка бизнесмена.

Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Материалы по теме
Модель олигополистической конкуренции
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Качество как фактор конкурентоспособности
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Понятие конкурентного преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Влияние конкуренции на коррупцию
Левин М.И. и др. Лекции по экономике коррупции - 2011
Предпосылки усиления конкуренции
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Экономическое значение конкуренции
Липсиц И.В., Экономика
Оставить комментарий