Организационный капитал

Традиционно в управлении финансами выделялись ресурсы на исследования и разработки (НИОКР), в размере, который определяется в процентах от прогнозируемых денежных потоков, а не от того, какую ценность для акционеров они способны создать. Анализ компаний, входящих в индекс FT500, проведенный Штерном Стюартом на основе данных 1998 г., показал, что первые четыре компании в рейтинге MVA – это компании, занимающиеся лекарствами и продуктами для поддержания здоровья, где первую позицию занимает компания Glaxo Wellcome. Ее высокие показатели функционирования приписывались мощному портфелю новых продуктов. Это означает, что Glaxo способна продемонстрировать инвесторам, что она сократила зависимость от нескольких наиболее удачных продуктов (блок-бастеров). В рекомендациях Cedric Read2 выдвигаются следующие предложения:

  • Связать инвестиции в НИОКР с рыночной стоимостью, поняв, как переменные НИОКР влияют на доходы акционеров, в результате чего можно оценить альтернативные стратегии.
  • Улучшить операционные решения, принимаемые в области НИОКР, используя оценки реальных опционов (real options valuation, ROV), чтобы учесть неопределенность как научно-исследовательских разработок, так и маркетинга.
  • Измерение показателей инвестиций в НИОКР, связав их с конечными финансовыми показателями компании, и сравнивая различные категории НИОКР. При этом следует учитывать стоимость неудачных проектов, ведя мониторинг за вкладом НИОКР, отмечая успех или неудачу после запуска продукта на рынок, показывая степень ответственности НИОКР при управлении инвестиционным портфелем.

Интеллектуальная собственность. Стараясь понять, что определяет корпоративную стоимость, организации выяснили, в какой степени она связана с интеллектуальной собственностью (intellectual property, IP), т.е. всеми теми нематериальными активами, которые можно в какой-то степени защитить правовыми нормами: копирайт, патент, фирменное программное обеспечение и торговые марки. Ведущие фирмы начинают все больше эксплуатировать свою интеллектуальную собственность. Например, ВТ недавно вспомнила, что она владеет патентом в области гиперссылок (ссылок в гипертекстовой системе). Около 20% прибыли Texas Instruments приходится на патенты, а IBM они приносят доходы в 1 млрд. долл. Появление е-бизнеса привело к разделению видов бизнеса на отдельные составляющие и, наоборот, между ранее действующими независимыми структурами появляется высокая степень взаимодействия в виде совместных предприятий, союзов и партнерств. Часто это также требует той или иной степени совместного использования активов, особенно это касается торговых марок и патентованных технологий. Здесь можно разделить проектирование, производство, дистрибьюцию и розничную торговлю. Компании, действующие глобально, вынуждены проверять, в какой степени их интеллектуальная собственность защищена в разных странах.

IP Services, подразделение KPMG, сформулировало следующие десять вопросов, которые организации должны себе задать:

  • Знаем ли мы, чем обладаем?
  • Управляется ли интеллектуальная собственность компании из различных внутренних подразделений?
  • Не подвергается ли угрозе общая направленность бизнеса из-за высокой интеллектуальной собственности у другой компании?
  • Была ли проведена оценка интеллектуальной собственности с точки зрения ее полезности для ключевых и неключевых видов деятельности?
  • Управляется ли интеллектуальная собственность так, чтобы повышать акционерную стоимость?
  • Объединены ли усилия в сфере НИОКР со стратегической направленностью и имеющейся интеллектуальной собственностью как активом?
  • Имеются ли системы, позволяющие вести мониторинг за управлением интеллектуальной собственностью и развивать ее?
  • Следует ли нам избавляться от интеллектуальной собственности, которой мы больше не пользуемся?
  • Имеется ли в организации внутренний стержень и какие приемы применяются для оценки того, насколько эффективно используется интеллектуальная собственность?
  • Используется ли интеллектуальная собственность в протекционистском, проактивном или стратегическом направлениях?

Онлайновая интеллектуальная собственность продуктов, которые можно оцифровать (газеты, книги, музыка) – сложнейшая область, где предстоит принять еще множество решений по целому ряду вопросов. Прежде всего, это касается того, кто и что здесь контролирует, как лучше распределять продукты и как взимать за них плату.

Инфраструктурные активы. Компании, наподобие Amazon, пытаются запатентовать свои уникальные методы бизнеса, такой патент становится частью инфраструктурных активов. Так, компания Dell, действующая в сфере информационных технологий, запатентовала свою систему обработки заказов. К другим инфраструктурным активам относятся: философия управления, корпоративная культура, информационные системы, сетевые системы, управленческие процессы и финансовые связи.

Ключевые слова: Организация, Капитал
Источник: Мэй М., Трансформирование функции финансов
Материалы по теме
Оценка капитала организации
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Объекты ГРЭ
А.С.Булатов, Экономика
Типология коммуникаций в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Сущность организации
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Управление капиталом предприятий
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Международные организации как самостоятельные субъекты международных отношений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации
Р. И. Остапенко
Управление переменами
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Оставить комментарий