Модель олигополистической конкуренции

Являясь достаточно распространенной формой рынка, модель олигополистической конкуренции имеет существенные отличия:

  • небольшое количество конкурентов;
  • производимая продукция может быть как стандартизированной (промышленные товары), так и дифференцированной (потребительские продукты);
  • эффективность работы требует, чтобы производственная мощность каждой компании занимала большую долю совокупного рынка (обычно суммарная доля четырех-восьми наиболее крупных компаний олигополистического рынка не ниже 60% общего объема реализуемой продукции);
  • выгодно расширение бизнеса до больших размеров за счет конкурентов;
  • большая взаимозависимость конкурентов;
  • преимущественно неценовая конкуренция.

Каждая крупная компания в условиях олигополии старается вести себя как монополия, деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. Из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления позиции конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к ожесточенной конкурентной борьбе. В истории бизнеса такая борьба обычно отождествляется с «войнами» (Toyota - Nissan, Honda - Yamaha и др.).

На практике чаще происходит обратное. Предприятия стремятся прийти к соглашению (картелю) по поводу цен, раздела рынка, совместного использования каналов сбыта. В результате совокупность предприятий - олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при этом формально на них не распространяются антимонопольные санкции государства (например, когда вертикально интегрированные российские нефтяные концерны договариваются о ценах и территориях сбыта).

Неоднозначность и сложность олигополии объясняет недостаточно полную проработку ее теории. В настоящее время это наименее изученная модель конкуренции.

Допустим, существует рынок чистой конкуренции, где равновесная цена равняется Ц,, удельные издержки для всех фирм равны при любом выпуске, их кривая совпадает с кривой предложения в долгосрочном периоде. В этом случае при равновесной цене Цо объем реализации составит Ко и участники рынка будут получать только нормальную прибыль.

Если предположить, что данные фирмы договорились о сотрудничестве, общее руководство будет рассуждать, как монополист. В связи с тем, что максимальная прибыль монополиста достигается при таком выпуске, когда предельные издержки равны предельному доходу; объем выпуска олигополии вероятнее всего сократится до К, и цена будет повышена до Ц,.

Для каждой из компаний будут установлены квоты реализации, в сумме составляющие К,, что, естественно, меньше первоначального объема К. Таким образом, даже относительно небольшие фирмы могут пользоваться преимуществами чистой монополии.

Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Материалы по теме
Конкуренция и конкуренты
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Качество как фактор конкурентоспособности
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Влияние конкуренции на коррупцию
Левин М.И. и др. Лекции по экономике коррупции - 2011
Понятие конкурентного преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Формы несовершенной конкуренции
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Предпосылки усиления конкуренции
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий