Модель олигополистической конкуренции

Являясь достаточно распространенной формой рынка, модель олигополистической конкуренции имеет существенные отличия:

  • небольшое количество конкурентов;
  • производимая продукция может быть как стандартизированной (промышленные товары), так и дифференцированной (потребительские продукты);
  • эффективность работы требует, чтобы производственная мощность каждой компании занимала большую долю совокупного рынка (обычно суммарная доля четырех-восьми наиболее крупных компаний олигополистического рынка не ниже 60% общего объема реализуемой продукции);
  • выгодно расширение бизнеса до больших размеров за счет конкурентов;
  • большая взаимозависимость конкурентов;
  • преимущественно неценовая конкуренция.

Каждая крупная компания в условиях олигополии старается вести себя как монополия, деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. Из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления позиции конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к ожесточенной конкурентной борьбе. В истории бизнеса такая борьба обычно отождествляется с «войнами» (Toyota - Nissan, Honda - Yamaha и др.).

На практике чаще происходит обратное. Предприятия стремятся прийти к соглашению (картелю) по поводу цен, раздела рынка, совместного использования каналов сбыта. В результате совокупность предприятий - олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при этом формально на них не распространяются антимонопольные санкции государства (например, когда вертикально интегрированные российские нефтяные концерны договариваются о ценах и территориях сбыта).

Неоднозначность и сложность олигополии объясняет недостаточно полную проработку ее теории. В настоящее время это наименее изученная модель конкуренции.

Допустим, существует рынок чистой конкуренции, где равновесная цена равняется Ц,, удельные издержки для всех фирм равны при любом выпуске, их кривая совпадает с кривой предложения в долгосрочном периоде. В этом случае при равновесной цене Цо объем реализации составит Ко и участники рынка будут получать только нормальную прибыль.

Если предположить, что данные фирмы договорились о сотрудничестве, общее руководство будет рассуждать, как монополист. В связи с тем, что максимальная прибыль монополиста достигается при таком выпуске, когда предельные издержки равны предельному доходу; объем выпуска олигополии вероятнее всего сократится до К, и цена будет повышена до Ц,.

Для каждой из компаний будут установлены квоты реализации, в сумме составляющие К,, что, естественно, меньше первоначального объема К. Таким образом, даже относительно небольшие фирмы могут пользоваться преимуществами чистой монополии.

Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Материалы по теме
Предпосылки усиления конкуренции
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Экономическое значение конкуренции
Липсиц И.В., Экономика
Формы несовершенной конкуренции
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Формирование инновационных стратегий
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие конкуренции
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие конкурента
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий