Понятие конкурента

Что такое конкуренция, в общем всем известно. Далеко не так очевидно, что такое конкурент. В самом простом представлении это тот, кто предлагает на рынок тот же товар, что и данная фирма. Однако это представление упрощенное.

Когда покупатель выходит на рынок, у него есть множество потребности, но за имеющиеся деньги он может удовлетворить лишь некоторые из них. Следованию, за лены и этот покупателя соперничают прежде всего даже не фирмы, а целые отрасли, удовлетворяющие разные потребности. И конкуренция начинается с того, что реклама настойчиво убеждает пить пиво {пока не важно какое), пользоваться гигиеническими прокладками и приобретать новые телевизоры с плоским экраном. Тем самым покупателю подсказывают, как можно потратить несколько рублей или несколько тысяч рублей — возможно, взамен других трат, трат на товары. может быть, и более нужные, но продавцы их не задумались о возможности конкуренции и не подсуетились с рекламой.

Далее, допустим, потребность, на которую покупатель решил потратить деньги, определена. Но разве она может быть удовлетворена только одним товаром. Существует понятие «товары-заменители», о котором еще будет говориться чуть ниже. Стирать можно не только мылом, но и стиральным порошком, пить в жаркий день не только пиво, но и лимонад, сверлить дырки как обычной дрелью, так и электрической (первое более трудоемко, но дешевле).

Точно так же голод можно удовлетворить и в ресторане, и в студенческой столовой, а развлечься — и в кино, и в цирке. Однако здесь мы сталкиваемся с более сложным явлением — комплексом потребностей (не просто множеством, а именно взаимосвязанным комплексом). Да, в ресторане можно поесть, но в ресторане можно также провести время, послушать музыку, потанцевать, поговорить. Если того, кто выбирает, интересует и то, и другое, то столовая его уже не устроит. Более т ого, он может подумать и о таком варианте времяпрепровождения, как дискотека (где есть бар, т.е. потребность поесть тоже можно удовлетворить) или цирк (где есть буфет). Таким образом, столовая — конкурент ресторана, но лишь частичный, и таким же частичным конкурентом ресторана (но не столовой) является дискотека. Или из другой области: пиво — в одних случаях конкурент безалкогольных напитков, в других — вина или водки.

Иногда товар-заменитель оказывается совершенно не похож на заменяемый, и в таком случае сто появление предвидеть тем более трудно. Так. серьезный удар по индустрии кинотеатров нанес не другой вид услуг, а вполне вещественный товар — видеомагнитофоны.

И лишь определившись с видом товара, потребитель начинает выбирать, какой марки товар ему купить.

Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Материалы по теме
Продукция предприятия, ее конкурентоспособность
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Государственное регулирование конкурентных отношений
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Оценка конкурентов в бизнес-плане
А.С.Булатов, Экономика
Анализ конкурентоспособности товаров и услуг
Попова Г. В. - Маркетинг (Краткий курс) - 2010
Конкурентоспособность и конкурентные преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Современные концепции ТНК
А.С.Булатов, Экономика
Качество как фактор конкурентоспособности
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Конкуренция и конкуренты
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий