Закон конкуренции

Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает в животном мире и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции. Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии.

Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.


Конкуренцию различают:
1) по методам:

  • ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;
  • неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;

2) по отраслям:

  • внутриотраслевая — между аналогичными товарами;
  • межотраслевая — между товарами различных отраслей;

3) по субъектам:

  • между продавцами и покупателями;
  • между продавцами;
  • между покупателями;

4) по степени свободы:

  • совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;
  • несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:
  • монополистическая;
  • олигополия;
  • монополия.

Их конкретнее проанализируем далее. Начнем с рынка совершенной конкуренции (свободного рынка, или полиполии).


Темы: Конкуренция
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Формирование инновационных стратегий
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие конкуренции
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Ценовая и неценовая конкуренция
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие конкурента
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Конкуренция: понятие, условия возникновения и виды
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Ценовые войны
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Модель конкурентных сил
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий