Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.
Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.
Борьба возникает в животном мире и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции. Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии.
Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.
Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.
Конкуренцию различают:
1) по методам:
- ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;
- неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;
2) по отраслям:
- внутриотраслевая — между аналогичными товарами;
- межотраслевая — между товарами различных отраслей;
3) по субъектам:
- между продавцами и покупателями;
- между продавцами;
- между покупателями;
4) по степени свободы:
- совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;
- несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:
- монополистическая;
- олигополия;
- монополия.
Их конкретнее проанализируем далее. Начнем с рынка совершенной конкуренции (свободного рынка, или полиполии).