Закон конкуренции

Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает в животном мире и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции. Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии.

Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.


Конкуренцию различают:
1) по методам:

  • ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;
  • неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;

2) по отраслям:

  • внутриотраслевая — между аналогичными товарами;
  • межотраслевая — между товарами различных отраслей;

3) по субъектам:

  • между продавцами и покупателями;
  • между продавцами;
  • между покупателями;

4) по степени свободы:

  • совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;
  • несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:
  • монополистическая;
  • олигополия;
  • монополия.

Их конкретнее проанализируем далее. Начнем с рынка совершенной конкуренции (свободного рынка, или полиполии).


Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Конкуренция
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Методы государственного регулирования конкурентной среды
Р.А. Фатхутдинов. Управление конкурентоспособностью организации
Стратегии конкурентной борьбы
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Глобальная конкуренция
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Оценка конкурентоспособности организации
Управление конкурентоспособностью организации
Типы конкурентных рынков
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Совершенная конкуренция
Азбука валютного дилинга
Сущность нормативного метода
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий