Конкуренция: понятие, условия возникновения и виды

Конкуренция (от лат. competitio — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Основные условия возникновения конкуренции:

  1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
  2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
  3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

В различных отраслях экономики складывается разное со стояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 7.1).


К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

  • Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары.
  • Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл. 7.2).


Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

  1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
  2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и. соответственно, продавцов;
  3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
  4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:

  1. снижение издержек;
  2. быстрое внедрение НТП;
  3. гибкое приспособление к спросу;
  4. высокое качество продукции;
  5. препятствие к завышению цен.

Негативные явления конкуренции:

  1. разорение многих субъектов рыночной экономики;
  2. анархия и кризис производства;
  3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;
  4.  экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:

  1. ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;
  2. неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.
Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Конкуренция
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Методы государственного регулирования конкурентной среды
Р.А. Фатхутдинов. Управление конкурентоспособностью организации
Стратегии конкурентной борьбы
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Глобальная конкуренция
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Оценка конкурентоспособности организации
Управление конкурентоспособностью организации
Типы конкурентных рынков
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Совершенная конкуренция
Азбука валютного дилинга
Сущность нормативного метода
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий