Состояние депрессии

Изучение таких эмоциональных состояний, как депрессия, подавленность, пассивность, безразличие, апатичность, угнетенность, показывает их патогенное влияние на здоровье человека (Симонов П. В., 1981). В. В. Аршав-ский и В. С. Ротенберг (1976) показали в своих работах, что различные патологические состояния (экспериментальная эпилепсия, экстрапирамидные расстройства, аритмия сердца, анафилактический шок и др.) усугубляются при пассивно-оборонительных реакциях с отказом от поиска выхода из сложившейся ситуации. «Активно-поисковое поведение, — пишут авторы, — напротив, оказывает благотворное влияние на те же самые формы экспериментальной патологии» (Аршавский В. В., Ротенберг В. С, 1976, 1978).

Обычные проявления депрессивных расстройств — «страдания и ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов, раздражительность, ослабление интересов и способности к концентрации, а также озабоченность жалобами на физическое состояние» (Раттер М., 1987). А. Кемпински отмечает, что в случае депрессии «мы встречаемся с упроченным негативным отношением к окружающим, а, одновременно, и к самому себе». По мнению В. В. Ковалева (1997), при хроническом течении ряда соматических заболеваний происходит «интерио-ризация» депрессии, то есть возникает ее спаянность с личностью, которая подвергается депрессивно-дистимической деформации с возникновением депрессивного мироощущения.

Бек, рассматривая депрессию как комплекс психических феноменов, относит характеристики депрессивного состояния к четырем основным группам. Эмоциональные проявления выражаются часто наблюдающимися унынием или угнетенным настроением; когнитивные — склонностью депрессивного человека рассматривать себя как неполноценного в отношении того, что является наиболее для него важным; мотивационные — пассивностью, зависимостью, избеганием и параличом воли; вегетативные и физические — потерей аппетита и расстройствами сна (Beck А. Т., 1967).

С точки зрения ряда авторов, депрессия обусловлена беспомощностью (Seligman М. Е. P., Maier S. Е, 1967; Seligman М. Е. P., Maier S. Е, Geer R. G., 1968; Maier S. Е, 1970). М. Э. Р. Селигмен и его коллеги отождествляют «обусловленную беспомощность» («выученную беспомощность») с реактивной депрессией. Все ситуации, вызывающие депрессию, полагают они, сходны в том, что в них представляется невозможным контроль над событиями, особенно над наиболее важными их аспектами.

Э. Клингер предложил «побудительную теорию депрессии». Цикл «побуждения-отстранения», в соответствии с представлениями автора, состоит из трех фаз. В первой фазе индивид отвечает на утрату объекта энергичными реакциями в попытке вернуть то, что было утрачено. Вторая фаза характеризуется гневом и агрессией, направленными на объект. Наконец, когда активность в первой и второй фазах не дает результата, организм полностью отстраняется от побуждений, которые обычно ведут к адаптивным ответам, и эта полная отстраненность вызывает депрессию или составляет ее (Klinger Е., 1975).

Отечественные авторы сходным образом описывают феноменологию депрессивных состояний. Если тревога — эмоция, направленная в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого: человек погружается в переживание прошедших неприятностей, сложностей, конфликтов, неудач. Обращаясь мыслью назад, депрессивный субъект видит только лишь отрицательные события, игнорируя радостные моменты, достижения, удачи. Формируется негативный образ прошлого — оно воспринимается как сплошная цепь неприятностей, неудач, проблем, конфликтов и экстраполируется в будущее, которое тоже начинает казаться безрадостным, бесперспективным, безнадежным. В депрессивном состоянии человек уверен, что ничего хорошего впереди его не ждет, что будущее — только лишь нагромождение проблем, трудностей, неприятностей, конфликтов, подлежащих решению и преодолению. Психологически депрессия — это утрата жизненной перспективы, на фоне которой нарушается функция планирования: депрессивный субъект перестает строить планы, формулировать цели и задачи.

Утрата жизненной перспективы приводит и к обесцениванию настоящего. Настоящее имеет смысл в свете событий будущего, по отношению к стоящим перед человеком целям и задачам. С утратой перспективы будущего настоящее также теряет свой смысл. Жизнь кажется бессмысленной, безрадостной, пустой. На высоте депрессии возникают мысли о самоубийстве.

В отечественной психологии депрессия определяется как «аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения». Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, произошедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого, беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетается с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет в настоящем мучительно долго. Поведению в состоянии депрессии свойственны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998).

Источник: 
Соловьева С.Л., Психотерапия