Большие социальные группы

Большая социальная группа –  это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

  1. имеют структурную и функциональную организацию;
  2. социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
  3. определенный психический склад, групповая психология;
  4. оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
  5. определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

  • объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
  • субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

  • длительно существующие группы (классы, нации);
  • временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

  • организованные группы (партии, союзы);
  • неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

  • возникшая стихийно (толпа);
  • организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

  • условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
  • реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

  • открытые;
  • закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

  1. типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
  2. идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
  3. солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

  1. степень идентификации членов группы;
  2. степень гетерогенности и гомогенности группы;
  3. характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
  4. социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
  5. общественно-исторический опыт группы;
  6. идеология объединения людей.

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

  • общегрупповые потребности;
  • общегрупповые интересы;
  • мотивы деятельности;
  • жизненные ценности;
  • цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

  • групповое сознание;
  • социальное восприятие и мышление;
  • коллективные представления;
  • общественное мнение;
  • менталитет;

3) элементы аффективной сферы:

  • социальные чувства;
  • общественные настроения;
  • аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы:

  • стереотипы группового поведения;
  • групповые навыки;
  • общественные обычаи;
  • групповые умения.
Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.