В структуре общения различают:
- коммуникативную сторону;
- интерактивную сторону;
- перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
- происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
- обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
- происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
- коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
- возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.
Структура общения как коммуникативной деятельности:
- субъект общения – коммуникатор;
- объект общения – реципиент;
- предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
- действия общения – единицы коммуникативной активности;
- средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
- продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.
Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.
Типы взаимодействия:
1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
- кооперация;
- согласие;
- приспособление;
- ассоциация;
2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:
- конкуренция;
- конфликт;
- оппозиция;
- диссоциация.
Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
- степень единства подходов к решению проблем;
- понимание обязанностей и прав;
- способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Элементы социальной перцепции в структуре общения:
- субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
- объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
- процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
- половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
- возраст;
- темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
- социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
- психическое состояние;
- состояние здоровья;
- установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
- ценностные ориентации;
- уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
- физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
- социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.