Структура общения

В структуре общения различают:

  1. коммуникативную сторону;
  2. интерактивную сторону;
  3. перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

  1. происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
  2. обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
  3. происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
  4. коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
  5. возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

Структура общения как коммуникативной деятельности:

  1. субъект общения – коммуникатор;
  2. объект общения – реципиент;
  3. предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
  4. действия общения – единицы коммуникативной активности;
  5. средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  6. продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:
1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

  • кооперация;
  • согласие;
  • приспособление;
  • ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

  • конкуренция;
  • конфликт;
  • оппозиция;
  • диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

  1. степень единства подходов к решению проблем;
  2. понимание обязанностей и прав;
  3. способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Элементы социальной перцепции в структуре общения:

  1. субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
  2. объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
  3. процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:

  • половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
  • возраст;
  • темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
  • социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
  • психическое состояние;
  • состояние здоровья;
  • установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
  • ценностные ориентации;
  • уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

  • физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
  • социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.

Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.