Упражнения по трансактному анализу

«Заключение контракта». Напишите на бумаге ответы на следующие вопросы:
- Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной?
- Что надо сделать, чтобы так и получилось?
- Что вы готовы сделать?
- Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?
- Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

«Эгограма Дюссея». Колонки эгограммы соответствуют пяти основным состояниям «Я»: КР – Критикующий Родитель, ВР – Воспитывающий (Заботящийся) Родитель, В – Взрослый, АД – Адаптивное Дитя (Приспособленный Ребенок) и СД – Свободный Ребенок. Высота колонок соответствует представлению о том, какую часть времени вы проводите в каждом состоянии. Сделайте свою эгограмму.

«Профиль поглаживаний Маккенны». Проведите на листе бумаги центральную ось и расположите на ней 4 колонки, соответствующие вашему представлению о том, как часто вы:

  1. даете поглаживания;
  2. принимаете их, когда их вам предлагают;
  3. просите о поглаживаниях;
  4. отказываете в поглаживаниях.

Чем больше позитивные поглаживания преобладают над негативными, тем выше от 0 располагается колонка.

«Корралограмма Эрнста». Смоделируйте с партнером нечестную игру и проанализируйте переходы от одной позиции к другой с помощью корралограмы. На горизонтальной оси слева обозначена позиция «Я – не ОК», справа – «Я – ОК». На вертикальной оси вверху – позиция «Ты – ОК», внизу – «Ты – не ОК».

«Драматический треугольник Карпмана». Разыграйте с партнером игру «Алкоголик». Вечером муж приходит пьяный и играет роль Преследователя своей жены. Утром он покаянно выслушивает ее гневные упреки – роли меняются. Затем она звонит на его работу, сообщая, что он не сможет сегодня прийти по семейным обстоятельствам, играя роль его Спасителя.

«Диагностика состояний Эго». Три участника садятся перед группой, каждый исполняет одно из трех состояний личности: Родителя, Взрослого и Ребенка. Они вступают во взаимодействие по поводу, например, прогулки в лесу. Следующую сцену разыгрывает тройка, представляющая лицо противоположного пола. Затем тройки усаживаются одна против другой: Родитель против Родителя, Взрослый против Взрослого и Ребенок против Ребенка. Разыгрывается супружеский конфликт, при этом можно вступать в диалог с любым игроком, оставаясь в избранной позиции.

«Репетиция сценария». Участник и его партнеры разыгрывают его проблему, остальные члены группы стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка или сидя на стульях, комментируют происходящее как Взрослый.

«Пустые стулья» (для диагностики скрипт и драйверов). «Рассадите» свои Эго-состояния и призовите их к взаимодействию.

«Футболка». Сделайте бумажную футболку: согните листок и на сгибе оторвите «горловину». На передней стороне сделайте надпись, соответствующую вашему имиджу, а на задней – вашей скрытой части. Наденьте футболку на средний палец, как на пупса. Ходите по аудитории, показывая свою футболку спереди и сзади и рассматривая другие. Выберите себе пару.

«Жертва, Преследователь и Спаситель». Мысленно выберите себе Преследователя и Спасителя и ходите по комнате, стараясь быть подальше от Преследователя и иметь между ним и собой Спасителя. По сигналу «Стоп!» все останавливаются на месте и выясняют распределение ролей.

«Самореклама» (для тренировки позитивных самопоглаживаний). Каждый член
группы по очереди хвалит себя, остальные поддерживают его возгласами одобрения, аплодисментами и т.п.

«Позитивное поглаживание по цепочке» передается от соседа к соседу, затем обсуждают, кто как принимал вербальное позитивное поглаживание и проводят упражнение в противоположном направлении.

«Поглаживания в четверках». Участники просят друг друга о поглаживаниях, дают их или отказываются давать. Затем делятся, какое поглаживание кто ожидал получить, какое – не ожидал, какие поглаживания понравились, а какие – нет, какие поглаживания хотел бы получить, но так и не получил, почему сам отказывал в поглаживаниях.

«Выявление драйверов». Группа разбивается на тройки: Пациент, Терапевт и Супервизор. Пациент в течение трех минут рассказывает что-нибудь Терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Супервизор записывает обнаруженные им драйверы пациента и по истечении времени сообщает о результатах. Затем участники меняются ролями.

«Выявление жизненного сценария». Ответьте на следующие вопросы:
- Что рассказывали в семье о моем рождении?
- Как было выбрано мое имя?
- Моя любимая сказка или история в детстве.
- Что случается с людьми вроде меня?
- Если я не изменюсь, чем это кончится?
- Что при этом скажут обо мне другие?
- Какая надпись на надгробии подвела бы итог моей жизни?

Вспомните сообщения, которые вы получали от родителей и свои ранние решения. Выявите нечестные игры, в которые вы играете и настройтесь на установление честных взаимоотношений. Исследуйте свои сценарии, пересматривают свои жизненные позиции и откажитесь от реализации деструктивных планов жизни.

«Подведение итогов». Ответьте на вопросы:
- Каким вы считаете сейчас свое положение в жизни?
- Смотрите ли вы теперь на мир иначе, чем раньше?
- Изменили ли вы решение, которое было принято в детстве?
- Отказались ли вы от деструктивных намерений, предписанных вам родителями?
- Можете ли вы сейчас выполнять дела, которые в свое время вам запрещали родители?
- Появился у вас новый герой или вы стали иначе смотреть на старого?
- Бросили ли вы оговорки «если б только», «по крайней мере»?
- Отказались ли вы от игр, в которые играли ваши родители?
- Вы сняли «футболку»?
- Мир в ваших снах стал другим?
- Считаете ли вы, что проживете дольше, чем вам казалось раньше?
- Изменились ли ваши предполагаемые последние слова в жизни?
- Изменилась ли эпитафия?
- Вы осознаете, как действует на других людей выражение вашего лица?
- Вы знаете, какое состояние Я активизировано у вас в данный момент?
- Осознаете ли вы, как воздействуют на вас запахи?
- Вы счастливы или просто храбритесь?

Ключевые слова: Психотерапия, Трансактный анализ
Источник: Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Материалы по теме
Разговорная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Теория привязанности и ее значение для психотерапии
Базисное руководство по психотерапии
Эффективность групповой психотерапии
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психотерапия (психокоррекция): характеристика, основные методы
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Комментарии
Аватар пользователя ЗИРА
ЗИРА

СПАСИБО ОГРОМНОЕ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ!

Оставить комментарий