Законы, принципы, эффекты и феномены в психологии

В психологии, как и в других гуманитарных и социально-экономических науках, законы проявляются, в основном, в виде тенденций, принципов, эффектов и феноменов. Тенденция - наметившаяся линия поведения, от которой бывают отклонения. В гуманитарных и социально-экономических науках мало количественных законов, хотя учёные и мечтают получить их в виде математических зависимостей, типа закона всемирного тяготения или закона Ома и т. п.

Например, закон смены общественно-экономических формаций, открытый Карлом Марксом - качественный, и он говорит о том, что рабовладельческий строй сменяется феодальным, феодальный - буржуазным, капитализм -социализмом, потом - коммунизмом. Пока что он оказался верным отчасти - в коммунизм мы не пошли, вернулись опять к капитализму. Почему мы начали перестройку? Полагаем, потому что путь к светлому будущему перегородила человеческая психология, те качества человека и мотивы поведения, которые не учли К. Маркс, а также Ф. Энгельс, В. Ленин и др. Имеются в виду лень, эгоизм, жадность, стремление к личной выгоде, а не общественной (а если её нельзя получить, - то человек и стараться не очень-то будет на работе). Потому-то, наверное, подавляющая часть продукции наших предприятий неконкурентоспособна - не приложили её создатели достаточных усилий, не превзошли конкурентов. Хотя вопрос о причинах неконкурентоспособности российских товаров - дискуссионный. Однако стоит иметь в виду, что неконкурентоспособной является продукция всех тех социалистических стран, где жили по марксистско-ленинской идеологии.

Психологический закон - зависимость, выражающая устойчивую связь каких-либо психических явлений. Примеры психологических законов:

  1. закон Бугера-Вебера - дифференциальный порог ощущений для одного и того же анализатора является постоянной величиной;
  2. закон Вебера-Фехнера - устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде логарифмической кривой;
  3. закон Стивенса - устанавливает зависимость величины ощущения от силы раздражителя в виде степенной кривой;
  4. закон Йеркса-Додсона - устанавливает зависимость продуктивности деятельности от уровня мотивации в виде колоколообразной кривой;
  5. закон Мюллера-Геккеля (закон биогенетический) - он утверждает, что психическое развитие ребёнка в онтогенезе представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза.

Но нужно отметить, что эти законы имеют своих критиков.

Помимо законов, в психологии выявлены различные принципы, эффекты и феномены как тенденции поведения. Но многие из них не являются бесспорными, и поэтому служат предметом дискуссий.

Принципы психологии и поведения

Принцип - это начало, основа. Основными объяснительными принципами психологии можно считать:

  1. Принцип активности - психическое отражение понимается как активный процесс, в частности, это отражение зависит от целей, установок, ценностей, потребностей, прошлого опыта человека, которое и определяет пристрастность (избирательность) этого отражения. Особенность проявления активности - прогнозирование будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д. Ряд психологических и физиологических теорий строится на противоположном принципе - реактивности, согласно которому человек представляет собой особого рода машину, пассивно откликающуюся на воздействия внешней среды (бихевиоризм, ассоцианизм, рефлексология).
  2. Принцип развития. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов, и при этом её развитие понимается не только как рост, но и как изменение, при котором количественные усложнения приводят к качественным, то есть к скачкообразно появляющимся новообразованиям. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
  3. Принцип детерминизма. Все психические явления причинно обусловлены совокупностью обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
  4. Принцип историзма. Человеческое сознание развивается в процессе общественно-исторического развития. Этот принцип реализуется при изучении развития личности, межличностных отношений, процессов познания, которые обуславливаются конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах и разных общественно-исторических формациях.
  5. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность.

Принципы поведения. Основными принципами поведения можно считать:

1. Стремление к удовольствию, полезности (З. Фрейд, представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

Определение из Википедии: «Удовольствие - положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей». Действительно, трудно представить себе человека, который бы сознательно стремился испытывать отрицательные эмоции или совершать вредные для себя и своего морального, материального и финансового состояния поступки. Хотя мазохисты существуют... Мазохизм в данном случае понимается как самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворённостью собой и убеждённостью в том, что причины жизненных неудач таятся в нём самом.

2.    Стремление избежать неудовольствия, неудач, антиполезности, расходов (представители экономической психологии, утилитаризм, маржинализм, неоклассическая экономическая школа, неоклассический синтез и др.).

3.    Принцип реальности (З. Фрейд). Он ограничивает первые два принципа. И человек разумный поведение выстраивает в соответствии с ним.

4.    Моральный принцип - относящийся к морали; нравственный, этичный. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

5.    Принцип социальной ответственности. Социальная ответственность - это проявление сознательного отношения субъекта общества к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой им деятельности для различных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. Согласно этому принципу мы должны помогать тем, кому трудно - малым и старым, бедным и больным, безработным и переселенцам, беженцам, жертвам военных конфликтов и т. п.

Эффекты психологии

В психологии эффект - это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из эффектов.

  1. Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
  2. Эффект аудитории делится на два: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) - повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) - ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
  3. Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
  4. Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информация устарела.
  5. Эффект первичности: воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
  6. Эффект вторичности: воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
  7. Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
  8. Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т. д., - как поступать в том или ином случае. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что - нет.
  9. Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность хороших качеств, правильного поведения.
  10. Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
  11. Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
  12. Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
  13. Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
  14. Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
  15. Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.

Феномены психологии

Феномен - явление, обнаруживающее сущность чего-нибудь (в данном случае - некоторых сторон психики).

  1. Феномен «вера в справедливый мир»: люди склонны верить в то, что мир справедлив, и если человек не виноват, то с ним ничего и не случится. Люди верят, что каждый имеет то, что заслуживает, или заслуживает то, что имеет. Конечно, это далеко не всегда так, но, тем не менее, эта вера существует, потому что с нею легче жить - снижается уровень тревожности, уменьшается стресс. Потому-то, когда с кем-то что-то случается, многие люди пытаются возложить вину на самого человека, говоря: «Сам виноват!». И часто ошибаются.
  2. Феномен «нога-в-дверях»: если человек в начале согласился выполнить маленькую просьбу, то потом он выполнит просьбу и побольше.
  3. Феномен «прямо-в-лоб»: сначала человек просит очень много и получает отказ «прямо в лоб», потом обращается с более скромной просьбой и получает желаемое.
  4. Феномен «самонадеянности»: человек переоценивает свои возможности, правильность своих убеждений.
  5.  Феномен «я знал это!» (ошибка хиндсайта): преувеличение своих способностей предвидеть события, но уже после того, как результат стал известен.
  6. Феномен «нереалистичного оптимизма»: заключается в том, что мы переоцениваем свои и ситуативные возможности, а также шансы на успех, недооценивая опасность. Например, человек не ценит своего здоровья, пока оно есть, и воспринимает его как естественную данность. Верит в его нерушимость и ничего не делает, чтобы сохранить и укрепить его. В основе такого неправильного отношения лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Мораль: для достижения успехов требуется оптимизм в количестве, достаточном для надежды, и пессимизм в количестве, достаточном для беспокойства и осторожности.
Источник: 
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 194 с.
Оставить комментарий