Предмет, задачи, основные понятия в детской клинической психологии

Предметом детской клинической психологии выступает изучение любых возможных нарушений психического развития детей, их механизмов и закономерностей, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению ребенка. Причины нарушений психического развития могут быть самыми разными, поэтому психологу необходимо учитывать всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития.

Центральными задачами детской клинической психологии являются:

  1. Определение уровня психического развития ребенка, соответствие психического развития возрастным нормам.
  2. Выявление патологических особенностей психического развития и дифференциальная диагностика характера психических нарушений ребенка.
  3. Исследование психологических особенностей детей, страдающих разными заболеваниями, определение соотношения биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на характер психического развития ребенка при разных заболеваниях.
  4. Психологическая коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности и профилактика возникновения отклонений в психическом развитии ребенка.
  5. Изучение особенностей взаимодействия больного ребенка, его родителей/опекунов с медицинским персоналом.
  6. Получение данных о психической деятельности ребенка для осуществления различного рода экспертиз.

Предмет «детская клиническая психология» относится к междисциплинарной, пограничной области исследований. С одной стороны, дисциплина является разделом клинической психологии, которая, в свою очередь, тесно связана с медицинскими науками - психиатрией, педиатрией, неврологией, хирургией, онкологией и так далее. С другой стороны, детская клиническая психология опирается на знания, полученные из других смежных дисциплин: возрастной, педагогической психологии, общей психологии, психологии личности. При решении вопросов об обучаемости ребенка необходима связь с исследованиями в области дефектологии и логопедии. Рассматривая вопросы корригирующих воздействий на ребенка, у которого наблюдаются отклонения в психическом развитии, затрагивается область психотерапии и педагогики.

Детская клиническая психология включает такие разделы как детская патопсихология, нейропсихология, специальная психология, психосоматика, психокоррекция, психотерапия, психология лечебно-диагностического процесса. Каждый из этих разделов клинической психологии, представляя собой обширную область знаний, имеет, по сути, свой собственный предмет исследования и требует отдельного и пристального изучения.

Патопсихология, например, позволяет выявлять признаки, а также закономерности и механизмы нарушения психической деятельности у детей, в связи с наличием душевных заболеваний, патологии мозга и особых условий развития. Теоретические проблемы патопсихологии детского возраста связаны с вопросами соотношения биологического и социального в психике человека, нормы и патологии, развития и распада психики. Практическими задачами детской патопсихологии являются диагностика уровня развития, квалификация видов дизонтогенеза, решение экспертных вопросов, в частности, в связи с проблемой школьного обучения, профилактика нарушений в детском возрасте, работа с семьей и психологическая коррекция, абилитация и реабилитация детей и подростков с нарушенным развитием. В детской патопсихологии особое внимание уделяется изучению возрастно-специфических видов отклонений развития, психологическим характеристикам отдельных форм психических расстройств в детском возрасте.

Детская нейропсихология представляет собой часть нейропсихологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Теоретическую основу нейропсихологии составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В детской нейропсихологии при изучении взаимосвязи формирования высших психических функций и созревания нервной системы опорными являются те же основные принципы, разработанные в школе Л. С. Выготского - А. Р Лурия, что и в нейропсихологии вообще. Базовым является представление о высших психических функциях и их системной динамической локализации. Существенное отличие детской нейропсихологии от взрослой связано с тем, что высшие психические функции (прижизненно формирующиеся) находятся в развитии на основе созревания ЦНС. Детский мозг отличается высокой пластичностью, позволяющей преодолевать и компенсировать разнообразные отклонения в его работе. Детские нейропсихологи изучают мозговую локализацию высших психических функций в возрастном аспекте, специфику расстройств при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. Нейропсихологический подход позволяет изучать индивидуальные варианты развития в детском возрасте в связи со спецификой созревания мозга и особенностями его структурно-функциональной организации. Метод синдромного анализа является одним из наиболее успешных при решении задач диагностики и коррекции детей с отклонениями в развитии и позволяет наиболее эффективно оценить уровень актуального развития ребенка. Использование любого метода, направленного на диагностику отклонений в развитии, требует знания особенностей выполнения проб здоровыми детьми того же возраста. Понимание закономерностей нормального нейро-онтогенеза также позволяет не только количественно, но и качественно проанализировать особенности нейропсихологического статуса детей с нарушениями развития. Знание особенностей нейро- психологического статуса детей с разными вариантами текущей и резидуально-органической патологии обеспечивает возможность оптимального выбора коррекционных и психотерапевтических техник.

Специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях.

Детская психосоматика возникла как область клинической психологии и общей психосоматики относительно недавно. Она дает представление о работе психолога в соматической клинике. Основные задачи детской психосоматики: диагностика психологических особенностей больного ребенка, влияние болезни на развитие психики ребенка. В рамках детской психосоматики освещаются и развиваются следующие проблемы: развитие телесности в онтогенезе, роль социальных факторов в генезе детских психосоматических заболеваний, формирование понятий «внутренняя картина болезни» и «внутренняя картина здоровья» на различных возрастных этапах, влияние детско-родительских отношений на течение заболевания, феномен госпитализма и пути его преодоления. В детской психосоматике можно условно выделить направления диагностической, коррекционной и реабилитационной работы в педиатрическом, хирургическом, онкологическом и других стационарах. Рассматриваются общие закономерности и частные случаи психологической работы в соматической и психосоматической детской больнице. Намечаются пути реабилитационной и коррекционной работы с соматически больными детьми. Значимым направлением работы является оказание психологической помощи семьям больных детей.

Психологическая коррекция и психотерапия в течение многих лет обращена в сторону семьи, в том числе семьи, имеющей ребенка с особыми характеристиками. В рамках детской клинической психологии применяется значительное число современных психо-коррекционных технологий и психотерапевтических подходов.

Основное содержание работы специалистов детской клинической психологии связано с диагностикой отклоняющегося развития, психологической квалификацией, участием в комплексной постановке клинического диагноза, оказанием помощи в лечебных мероприятиях (разработка вариантов психолого-педагогического сопровождения, коррекционных и реабилитационных мероприятий) и в динамической диагностике состояния. Значительный объем работы связан с диагностикой уровня психического развития ребенка и его оценкой в соответствии с нормой развития. Самостоятельная часть работы связана с установлением возможностей обучения ребенка (определение программ, форм и условий обучения). Отдельный пласт деятельности составляет оценка и коррекция детско-родительских и родительско-детских отношений, а также комплексная работа с семьей по преодолению стресса, связанного с болезнью ребенка, с сохранением качества жизни всех членов семьи.

Клинические психологи, работающие с детьми и подростками с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и пограничными состояниями, должны осуществлять следующие виды практической деятельности: диагностическую, коррекционную, экспертную, психотерапевтическую, а также восстановительное обучение. Все виды деятельности имеют неодинаковое значение (удельный вес, процент в работе клинического психолога).

Кратко раскроем основные виды практической деятельности (типы задач), которые осуществляет специалист в области клинической психологии детей и подростков:

  • клинико-диагностическая - это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик;
  • коррекционная - это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.);
  •  экспертная - это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т. п.);
  • консультативная - это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи;
  • психотерапевтическая - это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением;
  • деятельность сопровождения - психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.

Основные понятия клинической психологии:

  • Патология - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией.
  • Норма - это адаптивное взаимодействие с реальностью с учетом социальной роли, разделяемой групповым сознанием.
  • Нозология - учение о болезнях и их классификациях.
  • Симптом - качественное и количественное изменение протекания психических процессов. Будучи признаком болезни, сам по себе симптом не обладает нозологической специфичностью, она приобретается симптомом лишь в структуре синдрома.
  • Синдром - система взаимосвязанных в патогенезе симптомов болезни. Развитие психического заболевания сопровождается увеличением числа симптомов, возникновением новых, изменениями в их взаимоотношениях, что приводит к превращению одного синдрома в другой. Смена синдромов отражает специфический для заболевания механизм развития патологического процесса.
  • Патогенез - это учение об общих принципах, закономерностях развития, течения и исхода заболевания (изучение присущих заболеванию патогенетических механизмов), механизм развития какого-либо конкретного заболевания, болезненного процесса, состояния.
  • Дефект - необратимое нарушение любой психической функции.
  • Преморбид - предшествующее и способствующее развитию болезни состояние, когда защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены.
Темы: Психология
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Материалы по теме
Трансперсональная психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Зачем нужна экзистенциальная психология
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Экзистенциальная психология: предметное поле
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
История возникновения социальной психологии
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Понятия экзистенциальной психологии
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюции взглядов человечества на мир
...
Оставить комментарий