Три периода в истории социальной психологии. Историю формирования социально-психологических идей можно условно разделить на три основных этапа
Первый этап. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н. э. — середина XIX в.). В трудах Платона, Аристотеля, Бэкона, Монтеня и других мыслителей наряду с общефилософским и социологическим содержанием содержатся элементы социально-психологических доктрин.
Второй этап. Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50 60-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в.) в самостоятельную область знания. Создаются первые описательные теории, в которых делаются попытки объяснить социально -психологические явления, знания о которых уже накопились к этому времени. Они содержатся в следующих доктринах (по У. Ф. Огборну).
- «Аналогическая или «организмическая» (организм) теория.
- Теория расового или коллективного бессознательного.
- Концепция объективного духа (В.-Ф. Гегель).
- Теория «душа народа» или «народный дух» (психология народов).
- Теория коллективных представлений Э. Дюркгейма.
- Теория культурного детерминизма.
- Концепция «общего сегмента».
Третий этап. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (с 1920-х гг. и по настоящее время), такую же точную, как и отрасли естествознания. Учеными применяется эксперимент, качественный анализ явлений дополняется количественным, выявляются законы существования социальной психеи.
Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом
Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Меде, Ф. Олпорта, которые в 1920-е гг. стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах.
В. Меде в 1920г. в Лейпциге опубликовал результаты своих экспериментов с группами. Их основные положения: имеются различные типы людей по отношению к коллективу (положительный, отрицательный, нейтральный); в познавательной сфере влияние коллектива меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; в зависимости от типа отношения к коллективу находятся и сдвиги в психологической атмосфере.
В 1924 г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов, группа сглаживает крайности суждений.
Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада.
В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др.
Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе — измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя.
Развитие социальной психологии в нашей стране
Развитие идей социальной психологии в нашей стране имеет свою историю. Среди мыслителей XVIII в. следует упомянуть В. Н. Татищева, М В. Ломоносова, А. Н. Радищева. Видное место социально -психологические идеи занимают в работах таких русских мыслителей XIX — начала ХХ в.: Н. Г. Чернышевский Н. К. Михайловский, В. Г. Плеханов, В. М. Бехтерев, А. Ко- пельман и др.
1920-1930-е гг. — это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 1920-е гг. был поставлен Г. И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения».
Большой вклад в развитие социально-психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В. М Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами, влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В. М Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет.
Школа реактологии (К. Н. Корнилов, В. А. Артемов и др.) пыталась учесть как объективное, так и субъективное в поведении человека. К предмету социальной психологии К. Н. Корнилов относил «изучение поведения человека в коллективе». В. А. Артемов, который резко критиковал «коллективную рефлексологию» за то, что вся система построена на основе принципа рефлекса, объем понятия которого расширен до «гиперболических размеров». В работе «Введение в социальную психологию» В. А. Артемов к предмету социальной психологии относил следующие явления: психологическую природу коллективного акта, куда входит сравнительный анализ поведения в коллективе и вне его; формы собственно коллективного поведения, к которым он относил чувство собственного достоинства, взаимопомощь и борьбу, симпатии, подражание, словесное воздействие, внушение, различные виды оценок человека; психологическую сторону общественных институтов и установлений, куда включались моды, нравы, обычаи и т.д.
Из многочисленных направлений в отечественной социальной психологии можно выделить школу П. П. Блонского, изучающую психологию как науку о поведении; деятельность Б. Д. Фридмана, А. Р. Лурии, А. П. Варьяша, которыми были поставлены проблемы социальной обусловленности человеческой деятельности, проблема характера, проблема формирования нравов, традиций с ложных позиций эклектики фрейдизма и марксизма, работы Л. Н. Войтоловского и М А. Рейснера.
Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского. Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии.
Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 1930-х гг. после Постановления от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг., М., 1947, с. 193) развитие социальной психологии фактически прекратилось. Педология, психотехника,
социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию — значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории
После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 гг. появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально -психологические исследования. С 1962 г. в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 1960-х — началу 1970-х гг. в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962 г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 г. создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 г. и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране, можно назвать Г. М Андрееву, В. Б. Ольшанского, И. С. Кона, Б. Д. Парыгина, Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. Ф. Поршнева, Л. И. Ан- цыферову, А. А. Бодалева, Н. Н. Обозова и др.
Основные направления социальной психологии
К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А. Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др ), социокультурный детерминизм (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).
Актуальные проблемы развития современной социальной психологии
История социальной психологии как науки переживала периоды подъема, в которые были созданы интересные теории, ученые выходили из кабинетов и обращали свое внимание на социально - психологические процессы в реальных группах, и спада, разочарования в появляющихся теориях, сомнения в их возможности объяснить все новые и новые социальные феномены взаимодействия как отдельных индивидов, так и больших и малых групп. Например, стремительное развитие социально -психологических исследований после Второй мировой войны, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Однако к концу 1960-х гг. ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в социальной релевантности социально -психологического знания. Актуализировалась проблема неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету — социальному поведению людей. В процессе ее решения возникли два направления (две парадигмы) социальной психологии: позитивистская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.
Представителями неозитивизма утверждается, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, методы социального исследования должны бы1ть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм), «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм), истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур (верификация), все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация), социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм), а социальная психология — это наука, изучающая процессы социального взаимодействия людей.
Как пишет А. Н. Онучин, сторонники новой парадигмы в социальной психологии (социальный конструкционизм) придерживаются убеждений, что «осмысление социопсихологической реальности не равнозначно «физическому знанию» и требует принципиально иной эпистемологической модели. С этой точки зрения, научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, которым располагает объективный наблюдатель. Соответственно, научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями... Критерием оценки социопсихологической теории служит не степень ее соответствия подлинному миру, а ее социальная интеллигибельность и способность генерировать новые поведенческие феномены, которые утверждают «истину», проецируемую теорией. В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как дискурсивная, смыслосозидающая активность. Поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как правила и структура конверсаций, идеологические функции мышления и т.п.».
Еще одна характеристика нового направления социальной психологии заключается в том, что она является специфическим видом социальной критики, в процессе которой подвергается сомнению объективность конвенционального знания; такие феномены, как эмоции, самоубийство, шизофрения, альтруизм, верования, детство, бытовое насилие либо ограничены — культурой, историей, социальным контекстом, либо не существуют вовсе. «Значимым же является лишь мир познанный, а не мир как таковой. Социально - конструкционистский анализ охватывает такие разнообразные явления, как пол, агрессия, разум, причинность, личность, Я, ребенок, мотивация, эмоции, мораль. Как правило, фокус этих исследований составляют принятые в обществе языковые формы, средства достижения социальной договоренности по поводу этих форм, а также значения последних для прочих областей социальной жизнедеятельности».