История становления социальной психологии

Три периода в истории социальной психологии. Историю формирования социально-психологических идей можно условно разделить на три основных этапа

Первый этап. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н. э. — середина XIX в.). В трудах Платона, Аристотеля, Бэкона, Монтеня и других мыслителей наряду с общефилософским и социологическим содержанием содержатся элементы социально-психологических доктрин.

Второй этап. Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50 60-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в.) в самостоятельную область знания. Создаются первые описательные теории, в которых делаются попытки объяснить социально -психологические явления, знания о которых уже накопились к этому времени. Они содержатся в следующих доктринах (по У. Ф. Огборну).

  1. «Аналогическая или «организмическая» (организм) теория.
  2. Теория расового или коллективного бессознательного.
  3. Концепция объективного духа (В.-Ф. Гегель).
  4. Теория «душа народа» или «народный дух» (психология народов).
  5. Теория коллективных представлений Э. Дюркгейма.
  6. Теория культурного детерминизма.
  7. Концепция «общего сегмента».

Третий этап. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (с 1920-х гг. и по настоящее время), такую же точную, как и отрасли естествознания. Учеными применяется эксперимент, качественный анализ явлений дополняется количественным, выявляются законы существования социальной психеи.

Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом

Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Меде, Ф. Олпорта, которые в 1920-е гг. стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах.

В. Меде в 1920г. в Лейпциге опубликовал результаты своих экспериментов с группами. Их основные положения: имеются различные типы людей по отношению к коллективу (положительный, отрицательный, нейтральный); в познавательной сфере влияние коллектива меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; в зависимости от типа отношения к коллективу находятся и сдвиги в психологической атмосфере.

В 1924 г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов, группа сглаживает крайности суждений.

Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада.

В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др.

Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе — измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя.

Развитие социальной психологии в нашей стране

Развитие идей социальной психологии в нашей стране имеет свою историю. Среди мыслителей XVIII в. следует упомянуть В. Н. Татищева, М В. Ломоносова, А. Н. Радищева. Видное место социально -психологические идеи занимают в работах таких русских мыслителей XIX — начала ХХ в.: Н. Г. Чернышевский Н. К. Михайловский, В. Г. Плеханов, В. М. Бехтерев, А. Ко- пельман и др.

1920-1930-е гг. — это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 1920-е гг. был поставлен Г. И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения».

Большой вклад в развитие социально-психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В. М Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами, влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В. М Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет.

Школа реактологии (К. Н. Корнилов, В. А. Артемов и др.) пыталась учесть как объективное, так и субъективное в поведении человека. К предмету социальной психологии К. Н. Корнилов относил «изучение поведения человека в коллективе». В. А. Артемов, который резко критиковал «коллективную рефлексологию» за то, что вся система построена на основе принципа рефлекса, объем понятия которого расширен до «гиперболических размеров». В работе «Введение в социальную психологию» В. А. Артемов к предмету социальной психологии относил следующие явления: психологическую природу коллективного акта, куда входит сравнительный анализ поведения в коллективе и вне его; формы собственно коллективного поведения, к которым он относил чувство собственного достоинства, взаимопомощь и борьбу, симпатии, подражание, словесное воздействие, внушение, различные виды оценок человека; психологическую сторону общественных институтов и установлений, куда включались моды, нравы, обычаи и т.д.

Из многочисленных направлений в отечественной социальной психологии можно выделить школу П. П. Блонского, изучающую психологию как науку о поведении; деятельность Б. Д. Фридмана, А. Р. Лурии, А. П. Варьяша, которыми были поставлены проблемы социальной обусловленности человеческой деятельности, проблема характера, проблема формирования нравов, традиций с ложных позиций эклектики фрейдизма и марксизма, работы Л. Н. Войтоловского и М А. Рейснера.

Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского. Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии.

Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 1930-х гг. после Постановления от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг., М., 1947, с. 193) развитие социальной психологии фактически    прекратилось. Педология, психотехника,

социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию — значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории

После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 гг. появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально -психологические исследования. С 1962 г. в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 1960-х — началу 1970-х гг. в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962 г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 г. создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 г. и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране, можно назвать Г. М Андрееву, В. Б. Ольшанского, И. С. Кона, Б. Д. Парыгина, Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. Ф. Поршнева, Л. И. Ан- цыферову, А. А. Бодалева, Н. Н. Обозова и др.

Основные направления социальной психологии

К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А. Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др ), социокультурный детерминизм (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).

Актуальные проблемы развития современной социальной психологии

История социальной психологии как науки переживала периоды подъема, в которые были созданы интересные теории, ученые выходили из кабинетов и обращали свое внимание на социально - психологические процессы в реальных группах, и спада, разочарования в появляющихся теориях, сомнения в их возможности объяснить все новые и новые социальные феномены взаимодействия как отдельных индивидов, так и больших и малых групп. Например, стремительное развитие социально -психологических исследований после Второй мировой войны, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Однако к концу 1960-х гг. ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в социальной релевантности социально -психологического знания. Актуализировалась проблема неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету — социальному поведению людей. В процессе ее решения возникли два направления (две парадигмы) социальной психологии: позитивистская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.

Представителями неозитивизма утверждается, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, методы социального исследования должны бы1ть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм), «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм), истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур (верификация), все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация), социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм), а социальная психология — это наука, изучающая процессы социального взаимодействия людей.

Как пишет А. Н. Онучин, сторонники новой парадигмы в социальной психологии (социальный конструкционизм) придерживаются убеждений, что «осмысление социопсихологической реальности не равнозначно «физическому знанию» и требует принципиально иной эпистемологической модели. С этой точки зрения, научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, которым располагает объективный наблюдатель. Соответственно, научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными    исследователями...    Критерием оценки социопсихологической теории служит не степень ее соответствия подлинному миру, а ее социальная интеллигибельность и способность генерировать новые поведенческие феномены, которые утверждают «истину», проецируемую теорией. В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как дискурсивная, смыслосозидающая активность. Поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как правила и структура конверсаций, идеологические функции мышления и т.п.».

Еще одна характеристика нового направления социальной психологии заключается в том, что она является специфическим видом социальной критики, в процессе которой подвергается сомнению объективность конвенционального знания; такие феномены, как эмоции, самоубийство, шизофрения, альтруизм, верования, детство, бытовое насилие либо ограничены — культурой, историей, социальным контекстом, либо не существуют вовсе. «Значимым же является лишь мир познанный, а не мир как таковой. Социально - конструкционистский анализ охватывает такие разнообразные явления, как пол, агрессия, разум, причинность, личность, Я, ребенок, мотивация, эмоции, мораль. Как правило, фокус этих исследований составляют принятые в обществе языковые формы, средства достижения социальной договоренности по поводу этих форм, а также значения последних для прочих областей социальной жизнедеятельности».

Темы: История, Психология
Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
История отечественной психологии личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюции взглядов человечества на мир
...
История возникновения социальной психологии
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Трансперсональная психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Политическая мысль в эпоху ренессанса
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Зачем нужна экзистенциальная психология
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Развитие педологии как науки
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Оставить комментарий