Выбор профессии как основа планирования будущей карьеры

Возможности почти ничего не стоят без приложенных усилий. Как в старой шутке: «Удивительный вундеркинд живет в городе N. Когда ему было три года, он хотел научиться играть в шахматы, когда ему было восемь, он хотел стать мастером спорта, когда ему было 20, он хотел стать гроссмейстером, сейчас ему 60 и он по-прежнему страстно мечтает стать чемпионом мира». Говорят, что хотеть не вредно. Но только тому, кого устраивает участь Манилова или Обломова.

В мире бизнеса успешны лишь настойчивые люди. Чтобы процветать, а не прозябать, нужен трезвый, рациональный взгляд на окружающую действительность, умение разобраться в себе, способность адекватно ставить задачу (четкую, понятную, достижимую, измеримую, еще лучше — пошаговую). Скажем, человек, который в детстве полюбил шахматы и поставил задачу к концу шестого класса стать перворазрядником, к концу школы — кандидатом в мастера спорта или мастером спорта, причем планомерно осуществляет намеченные цели, достигнет серьезных успехов. Для того чтобы быть гениальным, недостаточно одного таланта. Однако гений, по известному выражению, являет собой сплав 10% таланта и 90% трудолюбия. Поэтому тот, кого природа обделила истинным талантом, вряд ли станет чемпионом мира, но, серьезно работая и двигаясь от одной поставленной цели к другой, он обязательно преуспеет, хотя и с учетом пределов своих возможностей.

Многое человек может изменить и в себе, но для этого необходимы критический анализ и время. Поэтому чем раньше человек начнет планировать свое будущее, тем большего он добьется в жизни. В одной американской элитной бизнес-школе провели такое исследование: студентов выпускного курса попросили описать свои планы в области карьеры. Только у 5% опрошенных они были четкими, измеримыми, поэтапными. Через 15 лет разыскали всех участников опроса и оказалось, что на долю этих 5% приходится 95% доходов, получаемых всей группой.

Часто работник недоумевает и возмущается, когда при приеме на работу или в процессе работы ему предлагают проходить тестирование, включающее вопросы, которые представляются ему его личным делом. Какое работодателю дело до того, люблю ли я свою работу (или какие-то составляющие ее части), если я готов ее выполнять и умею это делать! На самом деле, как доказано психологами, качество работы очень сильно зависит от внутреннего отношения к ней [135, с. 46].

На базе исследования мотивации к работе и личностных черт конкретного сотрудника разрабатывается индивидуальный план развития его карьеры, который, с одной стороны, является одним из инструментов в борьбе за сохранение работника, а с другой — индивидуальный карьерный план побуждает специалиста работать лучше, качественнее. Специалист, который представляет этапы собственной карьеры, расписанные на годы вперед, имеет, таким образом, серьезный стимул для работы именно в этой организации. Для работника становится очевидным, что скорость продвижения по служебной лестнице зависит только от него самого, поскольку переход на более высокую ступень происходит при достижении определенных показателей работы, прописанных в индивидуальном плане. Например, при достижении такого-то уровня ежемесячных продаж продавец переводится в старшие продавцы. При достижении таких-то результатов старший продавец назначается руководителем группы.

Те, кто справился с этим заданием, могут считать себя определившимися с выбором направления карьеры и им нужно решать практические задачи по достижению цели. Тем, кто не сумел этого сделать, предстоит еще этап выбора карьеры.

Как бы хорошо вы ни распланировали свою жизнь на годы вперед, невозможно предугадать все повороты судьбы, жизнь будет вносить свои коррективы, иногда даря приятные сюрпризы, а иногда нанося беспощадные удары. Умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам — необходимое качество. Без него невозможно выжить на рынке ни предприятию, ни работнику. Нужно научиться «держать удар».

Есть виды деятельности, где необходимо вовремя задуматься, что будет после достижения определенной вершины профессионального мастерства. Помочь в этом может заранее продуманный план карьеры, где будет предусмотрено, в частности, все то, от чего человеку приходилось отказываться ради достижения высоких профессиональных результатов. Например, у человека могут быть склонности и таланты, на которые не оставалось времени: рисование, садоводство, желание возиться с животными или детьми. Реализация этих неисполненных желаний может иногда стать новой профессией. Например, многосторонне одаренный музыкант, поэт и композитор Андрей Макаревич, правда, не в связи с уходом из основной профессии, а в связи с тем, что перестройка открыла новые возможности, реализовал как часть карьеры свои увлечения кулинарным искусством (став ведущим авторской телепрограммы «СМАК»), подводным плаванием (создав клуб), живописью (выставляя свои картины).

Важно планировать карьеру и тем людям, которые чем-то обделены (например, инвалидам), ведь им следует предусмотреть необходимость компенсировать какими-то дополнительными преимуществами то, что делает их менее привлекательными в глазах работодателя. По свидетельству преподавателей Московского института-интерната, где учатся инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их питомцы очень ясно отдают себе отчет в необходимости планирования карьеры и достижения профессиональных результатов, которые были бы выше, чем у здоровых людей. Они посвящают специальные занятия планированию карьеры, много работают над собой. Результат говорит сам за себя: из набираемых ежегодно 250 человек (которые приезжают со всех концов страны и из стран ближнего зарубежья) почти все получают дипломы (240—245 человек). Более того, не менее 65% находят работу, а на экономическом факультете — почти 80%, причем в основном в Москве и Подмосковье. Это достигается их исключительным трудолюбием и полной самоотдачей.

Необходимо помнить, что изменения на рынке труда бывают резкими: востребованная вчера профессия становится отмирающей сегодня. Причем иногда активная помощь общества приводит к совершенно неожиданным решениям. В Швеции, как и в других странах мира, стоит проблема закрытия многих угольных шахт и трудоустройства шахтеров. Исследования с участием социологов и психологов позволили найти, на первый взгляд, парадоксальное решение. Их переобучили и отправили работать с дошкольниками. Это позволило решить и проблему трудоустройства самих шахтеров, которым характер прежней работы не давал реализовать в полной мере потребность общения даже с собственными детьми, и проблему детей, поскольку в Швеции чрезмерное влияние феминистических идей ведет к большому количеству неполных семей, где дети окружены исключительно женщинами (мамами, бабушками, нянями). Женщины преобладают среди преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений [135, с. 47].

Тому, перед кем встала проблема, очень важно быстро планировать изменения в своей карьере (порой для этого стоит прибегнуть к помощи специалистов) и предпринять шаги по преодолению этих трудностей. Карьерный план можно сравнить с расписанием движения поездов дальнего следования. По крайней мере в России расписание движения не всегда выдерживается в точности. Если по каким-то причинам поезд задержался на одном из участков пути, машинист старается по возможности компенсировать это отставание ускоренным движением на других участках. Иногда в конечном итоге удается полностью справиться с опозданием и прибыть в пункт назначения вовремя. Главное — не сбиться с курса, двигаться в правильном направлении и не опускать руки при неудачах.

Многие люди рассматривают многосценарные варианты развития карьеры, что сродни тому, как аналитики всегда рассматривают несколько вариантов экономических и демографических прогнозов. Один сценарий предполагает самое благоприятное развитие событий, другой предусматривает препятствия и затруднения, которые естественно ожидать (кроме force major). Можно рассмотреть и несколько промежуточных вариантов.

Сам процесс работы над такими планами и прогнозами представляет собой большую ценность, поскольку готовит человека к разным поворотам судьбы. Предупрежден — значит вооружен. Размышляя над разными сценариями, человек находит новые решения, строит дополнительные линии защиты, готовит себя к отходу на заранее подготовленные позиции или обходным маневрам. Это можно сравнить с командно-штабными играми в рамках военных учений. Тот, кто разрабатывает правильную стратегию и способен к тактическому маневру, непременно одержит победу.

В своей жизни мы принимаем несколько судьбоносных решений, и выбор профессии — одно из них. Поскольку профессия предопределяет наш уровень доходов, окружение, социальные связи, стиль и образ жизни, выбор профессии — это прежде всего попытка изменить свою судьбу [30, с. 63]. Есть люди, которые склонны к опережающему прогнозированию событий окружающей жизни. Именно они хорошо видят перспективу и первыми устремляются в те сферы деятельности, которые завтра окажутся самыми востребованными. Правда, такие люди не всегда бывают поняты окружающими: то, что им нравится сегодня, будет нравиться среднестатистическому человеку много позже. Чем лучше, однако, развита у человека способность предвосхищения, тем более ответственно он может делать свой жизненный выбор.

Размышляя о своем профессиональном предназначении, необходимо задуматься и о возможной смене профессиональной деятельности. Причины смены профессии весьма неоднозначны: это и стремление к обретению такого положения в обществе, которое вызывало бы ощущение удовлетворенности или превосходства; это и смена социальной ситуации, желание найти возможность удовлетворения базовых потребностей; самореализация и самоактуализация, проявление все новых и новых возможностей человека; поиск себя и смысла в жизни; конъюнктура рынка труда, делающего наиболее востребованными, популярными и модными те или иные профессии на каждом новом этапе развития общества.

Часто (примерно раз в пять-семь лет) меняют рабочее место или профессию творческие и одаренные люди, которые, как известно, талантливы во многом и достигают блестящих результатов, чем бы они ни занимались. Их влечет к смене деятельности неограниченный внутренний потенциал. Часто очередное хобби вскоре становится их основной профессией на определенный отрезок времени.

Сколько раз можно менять профессию? Профессию можно менять столько раз, сколько необходимо лично для вас, ограничения здесь вряд ли уместны. Однако, если следовать науке, для достижения хороших результатов в профессии и истинного профессионализма необходимо пять-десять лет. Вот и получается, что менять профессию уместно не более трех раз в жизни, все же остальное можно уложить в профессиональные вариации, когда одна профессия может быть логическим продолжением и развитием другой.

Решение о смене профессии обычно принимается тогда, когда исчерпана профессиональная доминанта либо когда профессия не позволяет далее развиваться или она уже не удовлетворяет основные потребности человека. Часто за сменой профессии стоит попытка реализовать мечту детства или юности после обретения собственных сущностных сил, случайная благоприятная жизненная ситуация, вынужденная необходимость, стремление обрести, наконец, желаемый социально-экономический статус, который не удалось получить в родительской семье или собственном браке. Это может быть и компенсация за поражения прошлого, стремление самоутвердиться в новой для себя социальной роли, получить уважение через принадлежность к другому слою общества.

Вполне естественной является смена профессии и на пике достижения, когда человек полностью реализовал себя в предыдущем виде деятельности, достигнув при этом весьма существенных результатов. Кроме того, после нескольких лет работы качественное и продуктивное выполнение любой деятельности приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию — это ведет к кризису профессиональной карьеры, когда критическому анализу подвергается все, в том числе и представление о себе. Появляется потребность в дальнейшем самоопределении и новой области приложения сил. Одним из продуктивных вариантов выхода из этого кризиса может быть переход на следующую стадию профессионального роста — стадию мастерства. Эта стадия характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения своей работы, которая сродни искусству.

Далее следует кризис социально-профессиональной самоактуализации как глубокая неудовлетворенность собой, продуктивным выходом из которого ученые считают новаторство, изобретательство в рамках все той же деятельности. Возраст с 30 до 40 лет (как подчеркивалось ранее) считается нелегким десятилетием в жизни человека, поскольку на него приходится наибольшее количество психологических кризисов. Это — возрастной физиологический кризис как переход от юности к зрелости; нравственный кризис, когда обостряется совесть; духовный кризис как выход за пределы наличных сил, появление экстраординарных и творческих способностей. На это же время приходится и психологический кризис, связанный с потерей смысла жизни и всего того, что человек делал прежде. В это же время возможен и профессиональный кризис 30-летия как потребность в кардинальной смене сферы деятельности. Симптомами приближающегося кризиса являются «психическое насыщение» текущей деятельностью, исчерпывание существующей возрастной доминанты, актуализация соответствующих новообразований.

С профессиональной точки зрения может возникать потребность в подведении промежуточных итогов, возникнуть чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. При этом возможны следующие пути разрешения этого кризиса: прекращение профессионального роста — стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни (личная жизнь, хобби); упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор более успешного профессионального направления и повышение квалификации в нем; выход на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

Возможен и другой, неконструктивный, вариант разрешения этого кризиса — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, переезде в другой город и попытке начать все сначала. Сильной личности, которая, собственно, и начинается с выхода за пределы адаптивности, посредством значительных усилий это в итоге удается.

Кризис «середины жизни» (40—50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. Он сопровождается увеличением темпа, дополнительными нагрузками, которые могут привести к переутомлению, что на последующем этапе может обернуться апатией, снижением эффективности деятельности, заболеваниями. Выход из кризиса «середины жизни» возможен путем перестройки всей личности в соответствии с изменяющимися положением и обстоятельствами. Так, американский исследователь А. Маслоу считает возможным его преодоление за счет устранения самосовершенствования, а Э. Эриксон связывает преодоление данного кризиса с сохранением чувства неуспокоенности [30, с. 65].

Важнейшим регулятором адаптации в новой сфере деятельности могут стать высокая самооценка, доверие своей интуиции, чувство собственного достоинства, трудолюбие, терпение и устойчивость к фрустрирующим ситуациям. Когда человек верит в свои неограниченные возможности, он увеличивает шансы на успех и становится неуязвимым для нападок и депрессий.

Ключевые слова: Профессия, Карьера
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Пол и профессиональная карьера
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Профессиональная этика и мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Виды и циклы карьеры
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Уровни высшего профессионального образования и их содержание
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Представленность мужчин и женщин в различных профессиях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Пример инженерной этики
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Карьерные якоря Шейна
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий