Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие

Культура Востока имеет давнюю историю, датируемую 5-4 тыс. до и. э., и охватывает Ближний Восток, Индию и Китай, включая древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумеро-аккадскую, древнееврейскую, индийскую и иранскую цивилизации. Первые открытия древних цивилизаций Востока приходятся на период XIX-XX в., а их авторы, западные и русские этнографы, историки, археологи Э. Мейер, Г. Масперо, В.Г. Луконин, Ф. Боас, В.А. Авидьев и др., представляют Восток целостным социокультурным пространством, сосуществующим рядом с культурой Запада.

Сущностные особенности древневосточных цивилизаций. Практически все древневосточные государства территориально складывались в поймах и долинах крупных рек. Поэтому основной хозяйственной деятельностью проживающих здесь народов являлось сельское хозяйство с акцентом на поливное земледелие. Это способствовало оседлости населения и сформировало иной, по сравнению с культурой родовой общины, тип культуры.

Во всех древневосточных деспотиях была создана новая форма поселения людей - город, который начал выполнять функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра определенной территории. В нем концентрируется ремесленное производство, аппарат управления и служители культа.

В духовной культуре стран Древнего Востока и прежде всего в религиозно-мифологических представлениях населяющих их народов, обожествлялись не только феномены природы, но и сила, мощь деспотического государства.

Создание всех древневосточных государств сопровождалось появлением письменности. Она в своем развитии проходит долгий путь от пиктографического к иероглифическому письму, знаки которого передавали не только общие понятия, но и звуковую речь.

Древневосточные цивилизации объединяются:

  • традиционализмом общественного и политического устройства,
  • повсеместным развитием аграрной сферы,
  • коллективным образом жизни,
  • и мифичностью сознания.

Эти черты вырастают из мифа, и в мифе формируются основы государственности, общественной жизни и культуры стран Востока. Влияние мифа на мировоззрение восточных людей сохраняется и по сей день.

Культуру Древнего Востока определили:

  • синкретизм, проявлявшийся в том, что все магические, научные, художественные представления были нерасторжимо связаны между собой;
  • каноничность, выражением чего являлась в своей основе коллективная, а не индивидуальная, многократно повторяющаяся точка зрения на мир;
  • вместе с тем, именно древневосточные цивилизации открывали понятие истины, которую озвучили первые мудрецы, преодолевавшие страх перед смертью и авторитетом традиции. В истории культуры человечества навсегда останутся Будда и Конфуций, библейские пророки и Зороастр, а также великие книги, в которых были изложены их учения: Веды, Коран и Библия. В них прозвучали универсальные темы, сюжеты, идеи, ставшие вечными для духовной культуры последующих эпох;
  • достижения в сфере культуры каждой отдельной древней цивилизации - это не только итог ее предшествующего развития, но и результат культурной деятельности иных цивилизаций.

Культуры древневосточных цивилизаций обладают рядом принципиальных отличий как от первобытной культуры, так и от культур, пришедших им на смену.

От первобытной культуры культуру Древнего Востока отличают:

  • наличие письменности,
  • наличие государственности,
  • наличие сложных общественных структур,
  • наличие городского быта.

Характерные черты древневосточных культур:

  • религиозные верования интравертного характера (т. е. устремленные к внутреннему миру человека);
  • идеи успокоения и гармонии - лейтмотив в культуре;
  • необязательность веры в богов в европейском его понимании (здесь выше бога может быть мировой закон дао или же брахман); религия тесно связана с философией;
  • нет европейской идеи исторического развития, прогресса, а лишь идея повторения, замкнутости - нет начала и конца. Вечный мир закона реализует себя после смерти через возрождение души и характер этого возрождения определяется образом жизни, поведением;
  • основа религиозного мировоззрения - опора на вечную жизнь;
  • идеи иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта;
  • поиск высшей истины путем личного просветления;
  • мистический, эзотерический характер разума;
  • человек не живет в мире, а переживает мир, здесь царит не логика, не европейская рациональность, а прежде всего чувства.

Мифологический мир - это магический космос, в котором человек ощущает себя подлинной частью. Эти черты мировоззрения определяют коллективистский образ жизни восточных народов. В восточной истории потребность в государстве возникла раньше проявлений индивидуальной свободы. Суровые климатические условия требовали огромной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения сельскохозяйственных общин. Первые восточные государства появляются в III тыс. до и. э. на территории древнего Египта, Междуречья, Индии. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, сильной власти, четкой иерархии - в этом суть восточной деспотии как формы государственного устройства. Однако, несмотря на отсутствие личных свобод, человеку все же трудно было смириться с тем, что он вынужден подчиняться чуждой для него силе, поэтому нужны были оправдания такому принуждению в традиции, осуществляющей связь с духовными основаниями культуры и с жизнью предков. Влияние традиции сделало восточную культуру духовно непроницаемой к внешним влияниям и позволило ей сохранить свою идентичность.

Теоретической основой, обосновывающей своеобразие восточных культур, становятся концепции локальных цивилизаций М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского, в которых Восток представляется многообразием культур. Замкнутые цивилизации сохраняют свою самобытность благодаря жестким традициям, нормам, устойчивости общественного порядка, сильному влиянию религии и моральных стандартов поведения.

Представители структурно-функционального социологического направления (Т. Парсонс, Л.И. Седов) выделяют четыре основных компонента общества:

  • экономический,
  • социетальный,
  • политический,
  • ценностный.

На этом основании они проводят анализ и устанавливают специфику древневосточных цивилизаций:

  • китайская цивилизация соответствует ценностному компоненту, так как в ее основе прочные моральные ценности и традиции;
  • индийская цивилизация характеризуется социетальным компонентом, так как ориентирована на реалии общественной жизни;
  • ближневосточные цивилизации соответствуют политическому компоненту, так как их основу составляет прочная иерархизированная власть.
Ключевые слова: Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Особенности русской культуры
Монина Н.П., Культурология
Социология культуры как отрасль социологического знания
Ритерман Т.П., Социология
Методы культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Мультикультурализм и поликультурализм
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Черты культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Уровни политической культуры
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Периодизация первобытной культуры. Основные этапы
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Семиотический подход в культурологии
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий