Культура Востока имеет давнюю историю, датируемую 5-4 тыс. до и. э., и охватывает Ближний Восток, Индию и Китай, включая древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумеро-аккадскую, древнееврейскую, индийскую и иранскую цивилизации. Первые открытия древних цивилизаций Востока приходятся на период XIX-XX в., а их авторы, западные и русские этнографы, историки, археологи Э. Мейер, Г. Масперо, В.Г. Луконин, Ф. Боас, В.А. Авидьев и др., представляют Восток целостным социокультурным пространством, сосуществующим рядом с культурой Запада.
Сущностные особенности древневосточных цивилизаций. Практически все древневосточные государства территориально складывались в поймах и долинах крупных рек. Поэтому основной хозяйственной деятельностью проживающих здесь народов являлось сельское хозяйство с акцентом на поливное земледелие. Это способствовало оседлости населения и сформировало иной, по сравнению с культурой родовой общины, тип культуры.
Во всех древневосточных деспотиях была создана новая форма поселения людей - город, который начал выполнять функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра определенной территории. В нем концентрируется ремесленное производство, аппарат управления и служители культа.
В духовной культуре стран Древнего Востока и прежде всего в религиозно-мифологических представлениях населяющих их народов, обожествлялись не только феномены природы, но и сила, мощь деспотического государства.
Создание всех древневосточных государств сопровождалось появлением письменности. Она в своем развитии проходит долгий путь от пиктографического к иероглифическому письму, знаки которого передавали не только общие понятия, но и звуковую речь.
Древневосточные цивилизации объединяются:
- традиционализмом общественного и политического устройства,
- повсеместным развитием аграрной сферы,
- коллективным образом жизни,
- и мифичностью сознания.
Эти черты вырастают из мифа, и в мифе формируются основы государственности, общественной жизни и культуры стран Востока. Влияние мифа на мировоззрение восточных людей сохраняется и по сей день.
Культуру Древнего Востока определили:
- синкретизм, проявлявшийся в том, что все магические, научные, художественные представления были нерасторжимо связаны между собой;
- каноничность, выражением чего являлась в своей основе коллективная, а не индивидуальная, многократно повторяющаяся точка зрения на мир;
- вместе с тем, именно древневосточные цивилизации открывали понятие истины, которую озвучили первые мудрецы, преодолевавшие страх перед смертью и авторитетом традиции. В истории культуры человечества навсегда останутся Будда и Конфуций, библейские пророки и Зороастр, а также великие книги, в которых были изложены их учения: Веды, Коран и Библия. В них прозвучали универсальные темы, сюжеты, идеи, ставшие вечными для духовной культуры последующих эпох;
- достижения в сфере культуры каждой отдельной древней цивилизации - это не только итог ее предшествующего развития, но и результат культурной деятельности иных цивилизаций.
Культуры древневосточных цивилизаций обладают рядом принципиальных отличий как от первобытной культуры, так и от культур, пришедших им на смену.
От первобытной культуры культуру Древнего Востока отличают:
- наличие письменности,
- наличие государственности,
- наличие сложных общественных структур,
- наличие городского быта.
Характерные черты древневосточных культур:
- религиозные верования интравертного характера (т. е. устремленные к внутреннему миру человека);
- идеи успокоения и гармонии - лейтмотив в культуре;
- необязательность веры в богов в европейском его понимании (здесь выше бога может быть мировой закон дао или же брахман); религия тесно связана с философией;
- нет европейской идеи исторического развития, прогресса, а лишь идея повторения, замкнутости - нет начала и конца. Вечный мир закона реализует себя после смерти через возрождение души и характер этого возрождения определяется образом жизни, поведением;
- основа религиозного мировоззрения - опора на вечную жизнь;
- идеи иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта;
- поиск высшей истины путем личного просветления;
- мистический, эзотерический характер разума;
- человек не живет в мире, а переживает мир, здесь царит не логика, не европейская рациональность, а прежде всего чувства.
Мифологический мир - это магический космос, в котором человек ощущает себя подлинной частью. Эти черты мировоззрения определяют коллективистский образ жизни восточных народов. В восточной истории потребность в государстве возникла раньше проявлений индивидуальной свободы. Суровые климатические условия требовали огромной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения сельскохозяйственных общин. Первые восточные государства появляются в III тыс. до и. э. на территории древнего Египта, Междуречья, Индии. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, сильной власти, четкой иерархии - в этом суть восточной деспотии как формы государственного устройства. Однако, несмотря на отсутствие личных свобод, человеку все же трудно было смириться с тем, что он вынужден подчиняться чуждой для него силе, поэтому нужны были оправдания такому принуждению в традиции, осуществляющей связь с духовными основаниями культуры и с жизнью предков. Влияние традиции сделало восточную культуру духовно непроницаемой к внешним влияниям и позволило ей сохранить свою идентичность.
Теоретической основой, обосновывающей своеобразие восточных культур, становятся концепции локальных цивилизаций М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского, в которых Восток представляется многообразием культур. Замкнутые цивилизации сохраняют свою самобытность благодаря жестким традициям, нормам, устойчивости общественного порядка, сильному влиянию религии и моральных стандартов поведения.
Представители структурно-функционального социологического направления (Т. Парсонс, Л.И. Седов) выделяют четыре основных компонента общества:
- экономический,
- социетальный,
- политический,
- ценностный.
На этом основании они проводят анализ и устанавливают специфику древневосточных цивилизаций:
- китайская цивилизация соответствует ценностному компоненту, так как в ее основе прочные моральные ценности и традиции;
- индийская цивилизация характеризуется социетальным компонентом, так как ориентирована на реалии общественной жизни;
- ближневосточные цивилизации соответствуют политическому компоненту, так как их основу составляет прочная иерархизированная власть.