Восприятие речи

Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).

Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека - таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.

Некоторые характеристики восприятия речи:

  • как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду;
  • как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5~6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов;
  • из общего объема высказываний человек воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).

Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.

Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.

В этой связи высказываются две гипотезы:

  • именно вербализация обусловливает величину так называемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал;
  • процессу обнаружения чего-то нового предшествует процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов.
Ключевые слова: Восприятие, Речь
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Речь у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Функции речи
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Сенсорное развитие в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Перевод как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Воспринимаемый риск
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Восприятие как действие
Штейнмец А.Э., Общая психология
Науки, изучающие речь
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий