Внутриличностные конфликты и невроз

Внутриличностные, или внутридушевные, конфликты — вторая разновидность психотравмы, когда человек конфликтует сам с собой. Это в широком смысле конфликт сознания и желания, или, точнее, сознания и влечения (инстинкта). Сущность внутридушев-ной психотравмы зиждется на психоанализе 3. Фрейда. Постараюсь по возможности популярно изложить сущность психоанализа и основные положения учения 3. Фрейда. Сделать это нелегко, ибо при изучении психики человека сам 3. Фрейд использовал как конкретные методы исследования, так и общефилософские умозаключения. Одни и те же бессознательные процессы он нередко истолковывал неоднозначно — то как источник творческих проявлений человека, то как носитель разрушительных тенденций. Хотя в принципе это правильно. Согласно современным воззрениям, все психические процессы в организме человека и окружающая нас действительность носят единый и в то же время противоположно направленный характер. Нет ничего постоянно абсолютно положительного (хорошего), как нет такого же постоянно и абсолютно отрицательного (плохого). Однако это дало возможность противоположно использовать основные принципы учения 3. Фрейда.

И на сегодняшний день имеются как сторонники,так и противники положений 3. Фрейда о психоанализе. Несомненно лишь то, что даже в современных условиях с учетом больших успехов в медицинской науке нельзя глубоко понять и осмыслить сущность неврозов и методы их лечения без знания учения 3. Фрейда о психоанализе.

Что такое психоанализ? Трудно дать медицински правильное, научное и в то же время понятное определение психоанализа, а поэтому не буду давать описание его сущности, приведенное в современней медицинских справочниках и энциклопедиях, так как это потребует подробного разъяснения используемых терминов и положений.

Тогда обратимся к самому автору. В 1923 г. 3. Фрейд писал, что психоанализ включает «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом, название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений, сумму психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину».

Думаю, что ясности большой не стало. Очевидно лишь, что психоанализ включает три составные части: название процедуры (т.е. способа познания), название метода лечения и теоретическое направление в психологии, названное 3. Фрейдом «новая научная дисциплина».

Психоанализ как метод познания предназначен для выявления роли и объяснения бессознательных процессов, скрытых мыслей, необдуманных действий в формировании психики человека и возникновении нервно-психических расстройств.

Психоанализ как метод лечения предусматривает восстановление в сознании скрытых психотравмирующих ситуаций из сферы инстинктов, отреагирование на них как на индифферентный раздражитель (дезактуализация), что способствует выздоровлению при неврозах.

Психоанализ как теоретическое направление в психологии представляет общепсихологическое учение о личности и ее разновидности с учетом структуры личности и уровней душевной жизни человека. Всем указанным аспектам психоанализа соответствует этимология (происхождение) этого слова (греч. psyche — душа + анализ), что означает анализ души, или душевной жизни человека, нередко глубоко скрытой от посторонних и даже самого себя, являющейся как причиной страданий, так и создающей основу для гениального развития личности и таланта людей.

В литературе нередко встречается и такое понятие, как фрейдизм — «общее название ряда направлений в медицине, психологии, философии и некоторых других науках, применяющих для объяснения общепатологических или культурных феноменов определенные положения разработанной 3. Фрейдом психоаналитической концепции» (М. С. Кельнер, 1985). Немного раньше фрейдизм рассматривался как общее название направлений в современной буржуазной науке (психиатрии, психологии, социологии, антропологии, литературоведении и др.), пытающихся объяснить явления психики и общественной жизни с помощью учения 3. Фрейда и так называемых неофрейдистов, которые якобы умаляли значение разумной деятельности и игнорировали решающую роль социальных условий жизни людей.

Меняются времена и изменяются мнения. Теперь уже нет «буржуазной» или «отечественной» (самой передовой) науки, особенно в сфере здоровья человека. Медицина стоит вне политики (она аполитична), ибо телесная или душевная боль примерно одинаково воспринимается всеми людьми, живущими на нашей планете.

По-видимому, не следует больше вдаваться в различные философские аспекты науки, ибо перед нами конкретный вопрос — неврозы у детей. Перейдем к дальнейшему рассмотрению причин возникновения и механизма их развития, чтобы с определенным запасом научных знаний приступить к ознакомлению с особенностями их клинических проявлений, лечения и профилактики.

Надеюсь, что читатель уже получил некоторые общие представления о внутридушевных конфликтах и сущности психоанализа и метода познания «болезни души». Осталось разъяснить основные аспекты учения 3. Фрейда в плане возникновения неврозов, которые представляются несколько необычными и интересными, а поэтому заслуживающими внимания.

Сущность учения 3. Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856—1939) — известный австрийский ученый (невролог, психиатр и психотерапевт) в течение долгой жизни занимался изучением сущности и лечения различных нервно-психических расстройств. Известны его труды по локализации мозговой функции, нарушениям речи и зрения, он впервые описал детский церебральный паралич и выделил его в самостоятельную форму болезни. Однако основные работы 3. Фрейда касаются исследования психических процессов — психофизиологии и психопатологии. Процесс познания сложных и неосознанных психических явлений, не имеющих объективной регистрации, был очень кропотливым и длительным, требовал большого умственного напряжения, сопровождался успехами и разочарованиями. Все этапы этого поиска подробно описаны в работе М. Г. Ярошевского «Зигмунд Фрейд— выдающийся исследователь психологической жизни человека» — вступительной статье к сборнику произведений 3. Фрейда «Психология бессознательного» (1990).

3. Фрейд изучал структуру личности человека, роль в душевной жизни внутренних конфликтов и кризисов, неудовлетворенных желаний, особенно перенесенных в детские годы, что определяет поведение людей в дальнейшем. Он рассматривал нервную систему как энергетическую машину, обладающую нервной энергией, большая часть которой исходит от бессознательных врожденных потребностей организма, которые обозначаются как инстинкты, например пищевой, оборонительный, половой или сексуальный, воспитания потомства и др. Все многообразие инстинктов 3. Фрейд свел к двум группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Н^ши поведение, мысли и желания зависят от взаимодействия и взаимовлияния сексуальных и деструктивных инстинктов. Энергия инстинктов жизни порождает либидо — половое влечение, стремление к половой близости. Эта энергия, по 3. Фрейду, является слепым инстинктом, всецело бессознательным, который не хочет знать ничего, кроме принципа удовольствия, испытываемого человеком при разрядке данной энергии. Деструктивным инстинктам, присуща агрессивная энергия.

3. Фрейд подчеркнул, что причиной многих неврозов, особенно истерии, являются нарушения или особенности половой жизни больных. Вскоре после этих наблюдений он выдвинул концепцию о том, что все психологические проблемы имеют сексуальную окрашенность. Эта идея «всесилия сексуальности» проходит красной нитью в работах Фрейда и в дальнейшем стала обозначаться термином «пансексуализм», который вышел за рамки психологии и объясняет все поведение человека, его поступки и действия.

Фрейд различал три уровня психической, или душевной, жизни человека: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Сознание, по 3. Фрейду, развивается из подсознания в результате его столкновения с действительностью. Любое сознательное переживание может быть устранено из сознания в подсознание. Он предполагал наличие своеобразной «физиологической цензуры», которая «фильтрует» проникновение подсознательных процессов в сознание, пропуская только «дозволенные», или переносимые. К подсознательному 3. Фрейд относил первичные, унаследованные процессы, главным образом инстинкты, а также ранее сознательные, которые были вытеснены из сознания.

Между сознанием и подсознанием существует предсознание.
3. Фрейд выделял три инстанции человеческой личности: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго). Оно — целиком подсознательная часть психики человека, его инстинкты и влечения. Это — «кипящий котел противоречий», стремящийся к немедленному удовлетворению, заряд психической энергии, в основе которой, по 3. Фрейду, лежит сексуальность. Оно содержит страсти человека и служит источником энергии для всей личности. По мнению 3. Фрейда, «Оно можно сравнивать со слепым и глухим диктатором с не-ограни-ченной властью, но властвовать Оно может только через посредников».

Я — посредник между внешним миром и Оно. Это сознательная душевная жизнь человека, которая развивается с детства от принципа удовольствия к принципу реальности в результате контакта с внешним миром. Я руководствуется не принципом «хочу», что характерно для Оно, а принципом реальной действительности. Как подчеркивает 3. Фрейд, «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность Оно, содержащему страсти... Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над пробуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же — силами заимствованными. Это сравнение можетбыть продолжено. Как всаднику, когда он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенную волю Оно в действие, как если бы это было его собственной волей».

Хотя Я развивается из Оно и питается его энергией, но постепенно приобретает контроль над требованиями Оно в плане реализации возникших потребностей. Следовательно, Я реагирует на возможности, а Оно — на потребности.

Сверх-Я — это представитель идеалов и запретов и развивается в результате сопоставления социальных норм, воспитательных запретов и поощрений. Сверх-Я выступает как источник моральных устоев индивидуума и проявляется как совесть. Сверх-Я является своеобразным хранилищем морали, норм поведения, идеала и авторитета в сознании личности, выполняя три основные функции: совесть (ограничивает, осуждает или запрещает осознанные решения), самонаблюдение (оценка деятельности на удовлетворение потребностей) и формирование идеалов. Свою энергию Сверх-Я получает от Оно и может его наказывать в виде чувства вины и укоров совести в тех случаях, когда Я действует в угоду Оно, но в противовес Я.

Взаимодействие всех трех инстанций человеческой личности направлено на оптимальный уровень развития духовной жизни, восстановление имевших место нарушений, повышение чувства удовольствия и сведения до минимума чувства неудовлетворенности.

По 3. Фрейду, все поведение человека определяет его сексуальность, а возникновение неврозов он объясняет следующим образом. На сознательное Я постоянно действует содержащее сексуальные инстинкты подсознательное Оно и в основном предсозна-тельное Сверх-Я. Они предъявляют Я требования удовлетворения влечений с учетом моральных установок индивидуума. Сильная психика человека, т.е. сознательного Я, противится этому, хотя и находится как бы между двух огней.

Во избежание перенапряжения Я со стороны Оно и Сверх-Я существуют различные виды защиты (противодействия) в виде сублимации, вытеснения, рационализации, регрессии и др. Наиболее распространенным сексуальным механизмом защиты является сублимация — отклонение энергии сексуальных влечений от получения удовольствия и продления рода в приемлемые в социальном отношении и не подвергающиеся нравственному осуждению формы деятельности (искусство, спорт, наука и т.д.). Сублимированная энергия, по мнению 3. Фрейда, создает цивилизацию и порождает гениальность. Таким образом, гениальность — это преобразованная энергия либидо (половых влечений); сублимированной может быть не только энергия либидо, но и агрессивная энергия, порожденная деструктивными инстинктами.

Однако механизмы защиты не всегда срабатывают в таком положительном направлении. Защита Я от внутренних и внешних напряжений может носить биологически и социально отрицательный характер. Энергия либидо может разряжаться на тех участках мозга, которые регулируют деятельность, например, чувствительных и двигательных систем. Возникают соответствующие расстройства, порожденные сексуальным инстинктом, которые внешне воспринимаются как болезнь, но носят для человека условно приятный и желаемый характер. В этих расстройствах (симптомах болезни) проявляется сексуальная жизнь индивидуума.

Своеобразно и несколько необычно объясняет 3. Фрейд стадии сексуального развития. По мнению 3. Фрейда, половое влечение возникает у ребенка уже в первые дни после рождения и связано с сосанием груди. Главная потребность новорожденных — это потребность в питании. Он с удовольствием сосет не только грудь, но также соску, а со временем и другие части тела — палец, губу, а порой и различные предметы. Приятные ассоциации при сосании груди повышаются еще и тем, что во время кормления грудью мать ласкает ребенка, покачивает его, произносит отдельные слова или напевает успокаивающие мотивы. Следовательно, раздражение рта приносит ребенку большое удовольствие. Данный период 3. Фрейд обозначил как оральная стадия сексуального развития (лат. слово OS, oris — рот).

В своей книге «Очерки по психологии сексуальности» 3. Фрейд пишет следующее: «Совершенно ясно, что действия сосущего ребенка определяются поисками удовольствия... Мы сказали бы, что губы ребенка вели себя как эрогенная зона, и раздражение от теплого молока было причиной ощущения удовольствия. Сначала удовольствие от эрогенной зоны соединилось с удовольствием от потребления пищи. Сексуальная деятельность сначала присоединяется к функции, служащей сохранению жизни, и только позже становится независимой от нее. Кто видел, как ребенок, насыщенный от груди, с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения в последующей жизни».

По мере развития (до года и на втором году жизни) ребенок нередко испытывает удовольствие при покусывании груди и других частей тела матери, сосания различных предметов, а в последующем может появиться длительно сохраняющаяся привычка сосания пальца, грызения ногтей, вплоть до появления кровоточащих. Происходит, по 3. Фрейду, фиксация, или застревание на оральной стадии сексуального развития.

На примере сосания 3. Фрейд приводит три существенных признака инфантильных (младенческих) сексуальных проявлений: «они состоят в приспособлении к какой-либо важной для жизни телесной функции, не знают сексуального объекта, автоэротичны (ребенок любит самого себя и наслаждается своим телом), и сексуальная жизнь их находится во власти эрогенной зоны».

В дальнейшем (с 2 до 3—4 лет) чувство удовольствия связано преимущественно с выделением кала — анальная стадия сексуального развития (лат. anus — задний проход), т.е. происходит присоединение сексуальности к другим функциям тела.

Анальная зона постоянно подвергается раздражению каловыми массами и вследствие часто встречаемых заболеваний кишечника. Дети, пользующиеся эрогенной раздражимостью анальной зоны, нередко задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, не вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать выраженное раздражение слизистой оболочки. У детей вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение.

«Проблема туалета, — пишет 3. Фрейд — разжигает естественный интерес к открыванию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия». Ребенка интересует лишь сам процесс дефекации, а не то, что остается после него в пеленках, на полу или на ковре. Ему вначале непонятно, за что его ругают, если сделал не в том месте, или хвалят, если опорожнил кишечник, например по просьбе родителей, в определенное время и в определенном месте. Поощрение и недовольство родителей постепенно осознаются ребенком. Он начинает понимать, что существует определенные запреты, или табу. Это начало формирования Сверх-Я. Задержка ребенком выделения каловых масс рассматривается 3. Фрейдом как своеобразный неосознанный онанизм (мастурбация) для получения удовольствия. Он также пишет о том, что настоящее (осознанное) раздражение анальной зоны при помощи пальца, вызванное обусловленным центрально или поддерживаемым периферическим зудом, очень нередко у детей старшего возраста.

Приведенные две стадии сексуального развития (сексуальной эротики) обозначаются 3. Фрейдом как прегенитальные «зачатки организации сексуальных компонентов влечения». При застревании сексуального развития на этих стадиях или особой их выраженности, прежде всего анальной, 3. Фрейд пишет об «анальном характере», для которого характерны упрямство, аккуратность, бережливость. С этих позиций можно в какой-то мере объяснить половые извращения типа нарциссизма (в терминологии 3. Фрейда «нарцизма») и гомосексуализма.

Нарциссизм (греч. Narkissos— Нарцисс — греческий мифологический герой, влюбившийся в свое отражение в воде, т.е. в самого себя, умерший от этой любви и превращенный богами в цветок) — одна из форм полового извращения в виде влюбленности в самого себя. Такие лица испытывают половое возбуждение и сексуальное удовлетворение путем созерцания собственного обнажённоготела (обычно в зеркале) или отдельных его частей. Иногда сочетается с онанизмом. Встречается относительно редко. В его возникновении играет существенную роль изоляция от сверстников с раннего детства.

Согласно теории 3. Фреда, нарциссизм следует рассматривать как отрыв Оно (энергии влечения) от Я и возникновение Я-либи-до, т.е. это одна из форм аутоэротизма. Может быть первичным, когда Я и Оно еще не отделены друг от друга, и вторичным в случае «отвязывания» либидо от физиологических объектов и возвращения на Я.

Третья стадия сексуального развития — фаллическая (от греч. phallos — мужской половой орган, пенис; в прошлом некоторые народности преклонялись перед изображениями полового члена как символа оплодотворяющего и рождающего начала природы). Эта стадия начинается в промежутке от 3 до 4 лет. В это время дети обращают особое внимание на свои половые органы. 3. Фрейд считал, что девочки болезненно переживают отсутствие у них полового члена (тоска по кастрации), а мальчики боятся его потерять (страх кастрации). Возникает своеобразное отношение детей к своим родителям. Мальчик влюбляется в мать и направляет на нее все свои эротические чувства, идентифицирует себя с отцом, которого одновременно ревнует, любит и боится (Эдипов комплекс); девочка же, наоборот, испытывает больше влечение к отцу и идентифицирует себя с матерью (комплекс Электры), ей также присуща зависть к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена.

Что же такое Эдипов комплекс? Это образное сравнение 3. Фрейд взял из трагедии Софокла «Царь Эдип». Согласно древнегреческой мифологии Лаю (отцу Эдипа) было предсказано оракулом, что он погибнет от руки собственного сына. Поэтому Лай бросил его на съедение диким зверям. Однако тот был спасен пастухами и воспитывался как родной сын в семье коринфского царя Полиба. В зрелом возрасте Эдип узнал от оракула, что убьет собственного отца и женится на своей матери. Это заставило его уйти из Коринфа, который он считал своей родиной. В дороге Эдип поссорился с одним знатным человеком и убил его. Оказалось, что он убил своего отца. Предзнаменование оракула сбылось. В дальнейшем Эдип освободил Фивы, был провозглашен королем и женился на овдовевшей Иокасте (как оказалось, своей матери). Так они прожили в счастье 20 лет. Затем Эдип узнал о своих грехах, ослепил себя и ушел в изгнание, а его мать (жена одновременно) покончила с собой.

Этот миф и многие ему аналогичные у других народов отражают табу (запрет) на браки между близкими родственниками (родители и дети, братья и сестры), что ведет к резкому увеличению частоты наследственных заболеваний и вырождению рода.

По мнению Фрейда, дети обоего пола должны пережить этот присущий им комплекс, он амнезируется (забывается) и уходит в подсознание как противоречащий формированию совести (Сверх-Я).

Основным способом получения эротического удовлетворения в фаллический период является онанизм (более подробно об этом см. в разделе «Системные неврозы»).

Следующая стадия сексуального развития — латентная (скрытая), которая начинается с 5—6 и продолжается до 10—12 лет. В этот период снижается сексуальное чувство ребенка, либидо как бы дремлет, происходит формирование сознательного Я, которое вытесняется из подсознательного Оно, развиваются представления о морали (Сверх-Я). Психическая (сексуальная) жизнь начинает переходить от принципа удовольствия к аспектам реальности. Интересы ребенка переключаются на другие виды деятельности — учебу, спортивные игры и другие увлечения. Последняя стадия — гени-тальная, начинается примерно с 12 лет, проходит препубертатный и пубертатный периоды жизни. В это время сексуальность возрастает с новой силой. Вначале это может проявляться в виде онанизма с участием эмоциональных моментов, направленных на объект либидо противоположного пола, эротических сновидений (непроизвольным семяизвержением). В период половой зрелости энергия либидо переключается полностью на полового партнера.

Если в период полового созревания что-то мешает удовлетворению сексуальных потребностей, то происходит регресс энергии либидо на пройденные фазы развития. Это может привести к деви-антным формам сексуальности, которые в ряде случаев носят патологический характер.

Согласно учению 3. Фрейда о психоанализе, неудовлетворенная или стесненная (неотреагированная) либидозная энергия на различных стадиях сексуальности может стать причиной возникновения невротических нарушений, которые являются символическим проявлением вытесненных (регрессированных) сексуальных влечений.

Невроз, по 3. Фрейду, возникает тогда, когда людям нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий или внутреннего недостатка приспособляемости. Они бегут в болезнь, чтобы с ее помощью найти замену недостающего удовлетворения. В болезненных симптомах проявляется часть половой деятельности больного или вся его сексуальная жизнь.

Следовательно, невроз— это внутридушевный конфликт, конфликт сознания и влечения, неприемлемого переживания и стремления. Это сексуальная фрустрация, или крушение сексуальных надежд. «Невроз,— пишет 3. Фрейд,— заменяет в настоящее время монастырь, в который обычно удаляются все те, которые разочаровались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни».

Хотя учение 3. Фрейда сложно и может быть не совсем понятно по отдельным параметрам, оно содержит рациональное зерно. Каждому известно чувство противоречия между желанием, врожденной потребностью, или инстинктом, и сознанием человека. Инстинкты постоянно напоминают о себе, требуя удовлетворения, т.е. их наличие можно определить словом «хочу». Например, чувство жажды — хочу пить, чувство голода — хочу есть. Сознание человека может на определенный срок притупить, подавить эту потребность. Происходит постоянное противоречие между инстинктивным «хочу» и сознательным « а могу ли я это получить» с учетом сознания, морали и устоев общества. Если пищевой инстинкт может быть удовлетворен практически в любое время и в любом месте, то выполнение сексуальных потребностей человека требует приуроченности не только к определенному месту и времени, но и к определенному субъекту. Эта врожденная потребность в цивилизованном обществе, направленная в общебиологическом плане на продолжение рода человечества, а не только на получение удовлетворения, не подлежит широкой огласке, постороннему наблюдению и является сугубо индивидуальным, тайным аспектом потребностей человека. Постоянное подавление врожденных потребностей, этих неосознанных психических явлений, может привести к срыву работы нервной системы, возникновению неврозов и других психических расстройств.

Таким образом, учение 3. Фрейда направлено на изучений духовной жизни людей, бессознательных и неуправляемых явлений, действий и поступков, которые могут привести к возникновению различных заболеваний, и прежде всего неврозов. Главное значение при этом 3. Фрейд придает сексуальности, ее становлению и развитию.

Нашел ли в этом читатель какое-то рациональное зерно, имеющее отношение к его жизни, жизни его детей, родных и близких людей? Если этот раздел книги вы просмотрели быстро (просто пробежали), то, может, лишь осталось впечатление, что все это сплошная сексуальность и ничего серьезного нет. В прошлом все мы так к нему относились, когда нам преподносили 3. Фрейда, фрейдизм и психоанализ как лженауку, не соответствующую советской действительности, сплошной пансексуализм без учета роли сознательной деятельности людей. Мы старались быть сознательными, строили светлое будущее, идя к нему семимильными шагами, а оно все больше скрывалось за горизонтом. Все мы знали правильное положение К. Маркса о том, что общественное бытие определяет сознание, но не придавали этому серьезного значения. А бытие — это удовлетворение врожденных потребностей, инстинктов человека в питании, одежде, жилье, это и духовная жизнь людей, в том числе и сексуальные ее аспекты, которые весьма своеобразны у каждого индивидуума.

Не спешите скептически относиться к тому, о чем писал и что проповедовал 3. Фрейд. Вспомните свое детство, насколько память позволяет проникнуть в прошлое, понаблюдайте за своими детьми, особенно раннего (первые 3 года жизни) и дошкольного возраста, и вы, надеюсь, увидите правоту ряда положений 3. Фрейда. Это необходимо не только для каких-то теоретических познаний, но и для правильного полового воспитания ребенка. А сколько у нас факторов, препятствующих этому, прежде всего в виде тотальной сексуализации телевидения и кинопроката. Нужны ли эти зрелища, повышающие сексуальную возбудимость наших детей? Научные исследования 3. Фрейда касаются соотношения трех аспектов нашей жизни: морали (идеалов и запретов), сознания и инстинктов, которые всегда требовали, требуют и будут требовать удовлетворения. А какова наша мораль? Совесть, идеалы и запреты постепенно уходят со сцены. Пошатнулись общечеловеческие и моральные устои общества. В разгуле хулиганство, бандитизм и насилие. Помыслы некоторой категории общества, особенно молодежи, направлены только на удовлетворение инстинктов.

Вряд ли родители хотят, чтобы их дети, еще маленькие и несмышленые или уже постигающие школьную программу обучения, пополнили когорту аморальных элементов общества. А для этого необходимо, пока еще не поздно, дать им правильное представление о значимости понятий «можно», «нельзя» и «нужно», о сущности табу, как о недозволенном, или запрете, что на основании исследований психики людей, начиная с периода новорожденности, сформулировано 3. Фрейдом как соотношение Я, Оно и Сверх-Я.

Понимаю, что читателя может смутить такая большая значимость сексуального инстинкта. Об этом еще будет речь впереди в разделе «Сексуальность и понимание 3. Фрейда». А общее представление о роли научных исследований этого ученого в современной неврологии, психиатрии, сексологии и других разделах медицины вы получите после ознакомления с той частью книги, которая посвящена причинам возникновения неврозов.

Психоанализ как метод лечения. Теоретические основы психоанализа указывают на возможность его использования как метода познания («процедуры исследования», по 3. Фрейду) бессознательных психических процессов, играющих важную роль в формировании психики человека и возникновении нервно-психических расстройств. Последние могут быть обусловлены впечатлениями и переживаниями раннего детства, вытесненными в подсознание, которые благодаря уже описанному механизму «физиологической цензуры» не пропускаются в сознание и амнезируются (забываются). Однако и перемещенные в область бессознательного они продолжают действовать на человека, вызывают страх, тревогу и другие расстройства. Бессознательное, как писал 3. Фрейд, обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Цель психоаналитика проникнуть в эти подавленные, вытесненные сексуальные влечения, раскрыть их сущность, помочь больному осознать их и соответствующим образом отреагировать. Такая дезактуа-лизация причины болезни освобождает больного от невротических расстройств.

Мы не будем приводить технику психоанализа, она сложна, требует глубоких знаний, специальной подготовки и особых психических качеств психоаналитика.

В современной русскоязычной литературе теоретические оснФ-вы и техника психоанализа подробно изложены в книге В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донского «Особая психотерапия» (1993), которая выдержала несколько изданий, а многие аспекты душевной и психической жизни человека с позиции известных психоаналитиков зарубежных школ описаны в их книге «Внутри души и снаружи: психотерапевтические этюды» (1998). С этим, как и с сутью учения 3. Фрейда, можно ознакомиться в уже упомянутой работе М. Г. Яро-шевского (1990), монографии К. Имелинского «Сексология и сексопатология», перевод с польского (1986), И. С. Кона «Введение в сексологию» (1988). Правда, в последних двух книгах приводится и определенная критика основных положений 3. Фрейда, что вполне понятно с учетом времени их издания.

Указанные научные труды можно порекомендовать желающим более подробно ознакомиться с сущностью психоанализа, а лишь затем перейти к изучению работ 3. Фрейда, которых 24 тома, многие из них переведены на русский язык.

Как указывают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, использующие психоанализ в своей клинической работе, в психоаналитическую технику, разработанную 3. Фрейдом в конце XIX в., нечего принципиально нового внесено не было, несмотря на большое количество работ по данному вопросу.

Первоначально для лечения больных неврозами 3. Фрейд применял обычный гипноз, но вскоре убедился в его недостаточной эффективности. На этой почве даже возникли дискуссии с Шарко, в клинике которого работал 3. Фрейд. Затем йм был использован катарсис (метод отреагирования) — освобождение от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психо-травмирующие переживания. С этой целью во время гипноза внушают больным, что им необходимо рассказывать о причине каждого проявления болезни. Больной в ряде случаев может-вспомнить эти моменты, что обычно сопровождается выраженной реакцией. К концу сеанса гипноза пациенту внушалось, чтобы он забыл о происходящем. Дальнейшие наблюдения 3. Фрейда показали, что катарсис можно проводить и без гипноза, а лишь методом внушения в свободном, расслабленном состоянии пациента.

Однако краеугольным камнем психоанализа является метод свободных ассоциаций, изложенный 3. Фрейдом в 1901 г. в книге «Психопатология обыденной жизни». Он писал о том, что в психических реакциях человека ничего случайного не бывает. Даже описки, оговорки, неправильные или неадекватные действия, забывание имен не являются следствием небрежности или снижения памяти. В них заложен определенный смысл. Они наступают вследствие проникновения в сознание затаенных мыслей и пережитых ранее психотравм, которые ушли в подсознание, но периодически как символы прошлого прорывают механизм психической цензуры. Правильная интерпретация этой информации является важной задачей психоаналитика, она позволяет заглянуть в сознание и выявить характер психотравмирующего воздействия. Это непросто, так как существуют определенные силы, сопротивляющиеся лечению. Это защита сознания (Я) от проникновения бессознательного (Оно), так как конфликт между ними — основная причина неврозов. Эти механизмы защиты могут быть эффективными, если энергия бессознательного периодически получает разрядку.

«Основной целью аналитической психотерапии, — как пишут В. Т. Кондратенко и Д. И Донской, является разрешение невротического конфликта, т.е. воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго (Я). Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях и пр.».

Препятствием к проникновению в бессознательное является и эффект переноса, или трансфера (лат. transfero — переносить, перемещать) — применяемый в психоанализе метод, при котором добиваются переноса больным на врача бессознательных позитивных или негативных чувств, испытываемых пациентом к другим людям, как правило, к родителям или близким. Этот факт обнаружил 3. Фрейду пациентки одного психоаналитика, которая начала проявлять к нему те чувства, которые ранее испытывала к своим родителям (страх, любовь и др.). Это испугало врача, и он отказался от дальнейшего лечения. 3. Фрейд изучил это явление и увидел в нем способ познания причины невроза, позволяющий разъяснить больному смысл этих переживаний и дать возможность правильно отреагировать, поняв причину своих переживаний. По этому поводу 3. Фрейд писал, что «перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализу, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту».

Иногда при возникновении переноса невротические нарушения проявляются с новой силой, что 3. Фрейд назвал неврозом переноса и рассматривал его как путь от болезни к выздоровлению.

Ниже приводится описание 3. Фрейдом техники психоанализа для выявления свободных ассоциаций: «не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как он сам сидит на стуле, просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, также избегает всяких других процедур, которые могут напоминать о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад» (3. Фрейд, 1904). «В начале сеанса, — пишет дальше 3. Фрейд, — я всегда объясняю пациенту, почему мы просим его ассоциировать свободно и почему предпочитаем пользоваться кушеткой... Я не говорю с пациентом свысока. Я использую обычный язык, избегая технических терминов и интеллектуализированных форм речи. Я обращаюсь с ним, как со взрослым, чье сотрудничество мне необходимо и который будет испытывать трудности при работе с психоаналитическим материалом.

Я рассказываю ему то, что, для того чтобы не мешать его продукциям, я буду относительно молчалив, когда он в первый раз начнет задавать вопросы, я объясню ему, почему я не буду отвечать на них; в следующий раз я буду молчать. Если я не понимаю смысла слов, я говорю ему это; я не отпускаю пациента, не сказав ему ни слова. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, насколько это возможно... Я не прекращаю сеанса, если пациент находится в середине рассказа или интересной эмоциональной реакции; я позволяю сеансу превышать обычные 40 минут» (цитируется по В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донскому, 1993).

Приведенное 3. Фрейдом описание техники психоанализа дает лишь ориентированное представление об этом методе лечения.

Дальше идет анализ материала, полученного от пациента, конкретные способы контакта с ним в зависимости от полученной информации и многое другое, что необходимо знать психоаналитику в его работе.

Психоанализ включает также анализ сновидений, фантазий, ошибочных действий, оговорок и т.д., что приведено в литературе для специалистов. Полагаю, что вышеизложенного нам достаточно для общего понимания этого сложного и кропотливого метода психотерапии.

Сексуальное в понимании 3. Фрейда. Предложенный 3. Фрейдом психоанализ как метод познания духовной жизни человека и метод лечения некоторых психоневрологических расстройств уже в начале XX в. получил широкую популярность и признание. Однако наряду с триумфом были многочисленные споры и дискуссии и даже отход от 3. Фрейда его учеников. Причиной тому явилось признание 3. Фрейдом ведущей роли сексуального инстинкта, или, как пишут некоторые авторы, «всемогущества сексуального», «пан-сексуализм», определяющего все поступки человека. При чтении его трудов нередко возникает вопрос: «А что такое сексуальное в понимании этого ученого?»

В современном житейском обиходе и даже в философском смысле сексуальное, или секс (лат. sexus— пол), воспринимается как половое отношение, совокупность психических реакций, переживаний, установок и поступков, связанных с проявлениями и удовлетворением полового влечения. В этом плане сексуальное является генитальным, т.е. относящимся к половым органам (гениталиям). В трудах 3. Фрейда нет такой аналогии. Говоря о сексуальном, он нередко отходит от генитального и рассматривает сексуальное в более широком плане. В одном из своих трудов 3. Фрейд пишет следующее: «В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства».

Если бы 3. Фрейд только так понимал сексуальное, то не было бы никаких разговоров о пансексуализме. Просто было бы несколько странным понимание им сексуального как любого вида удовольствия (удовлетворения), физического или духовного. Однако 3. Фрейд рассматривает сексуальность в процессе развития человеческого общества, обращаясь к мифологии, древним сказаниям, легендам, истории, этнографии. По его мнению, сексуальный инстинкт, направленный на продление рода человеческого, является главным и ведущим, породившим другие виды чувств, в том числе любовь, дружбу и даже привязанность к определенным предметам. Он писал, что ядро того, что мы называем любовью, — половая любовь. Все они (т.е. чувства), по 3. Фрейду, — «суть проявлений одних и тех же инстинктивных импульсов, в отношениях между полами они пробивают себе путь к сексуальному союзу, а в других случаях отвлекаются от этой цели или не могут достичь ее. Тем не менее, первоначальную либидозную природу этих чувств всегда можно распознать по жажде близости и самопожертвования».

Таков 3. Фрейд, сложный и своеобразный, особенно при изложении философских аспектов своего учения, и в то же время непримиримый к любым нападкам на теорию психоанализа. В последней своей работе «Очерки психоанализа» он писал: «Учение о психоанализе основано на бесчисленных наблюдениях и на опыте, и только тот, кто повторит эти наблюдения на себе и других, может составить самостоятельное суждение о нем».

В современных руководствах по сексологии и сексопатологии признается мнение о том, что 3. Фрейдом был вскрыт ряд фундаментальных фактов, направивших сексологию и вообще науку о человеке по новому пути. Очень образно об этом пишет И. С. Кон: «Влияние 3. Фрейда на развитие сексологии во всех ее аспектах было исключительно велико. Прежде всего Фрейд, как никто другой, подчеркнул роль и значение сексуальности в человеческой жизни. Если викторианская эпоха считала секс скорее удовольствием, развлечением, без которого можно и обойтись, то теперь осознается его необходимость не только с точки зрения продолжения рода, но и для нормального функционирования личности. Весьма ценными были указания на органическую связь сексуальных и несексуальных переживаний и возможность перехода одного в другое. Это значит, что сексуальность не может быть понятна вне целостной личности, а личность — без учета ее сексуальных переживаний» (1988). Далее автор признает плодотворность данных 3. Фрейда о роли ранних детских переживаний, в том числе отношений с родителями, как эмоционального фона и даже конкретной причины определенного типа сексуального поведения. Интересно и следующее заключение И. С. Кона, основанное на данных 3. Фрейда: «Половые извращения, казавшиеся преступлением или следствием физической дегенерации, предстали теперь как гипертрофия или фиксация отдельных сторон и компонентов нормального психосексуального развития, элементы которых каждый может при желании обнаружить в своей собственной психике».

Вдумайтесь в смысл этого разумного резюме. И не будем обвинять 3. Фрейда в расширенном гипертрофированном толковании сексуальных переживаний ибо в плане исторического развития человека в этом есть глубокий и правильный смысл. Это тем более важно, что научные труды 3. Фрейда (в русском переводе) написаны своеобразным языком. Его нельзя читать бегло, а нужно глубоко проанализировать каждый абзац и даже каждое предложение, за одни и те же высказывания 3. Фрейда одни авторы его критикуют, другие, наоборот, хвалят. Возможно, это обусловлено и тем, что отдельные высказывания 3. Фрейда, порой несколько завуалированные, понимаются по-разному.

Некоторые сексологи критикуют 3. Фрейда за универсальность эдипова комплекса у детей мужского пола, одностороннюю трактовку взаимоотношений детей с родителями, не признают наличия латентного периода сексуальности, не предлагая ничего конкретного взамен. М. Рейснер в работе «Фрейдизм и буржуазная идеология», опубликованной как предисловие к книге Ф. Виттельса «Фрейд. Его личность, учение и школа» (русский перевод с немецкого, 1925 г.) критикует отождествление 3. Фрейдом бессознательного с сексуальностью, так как сексуальностью не исчерпывается ни аппарат дикаря (в современном понимании первобытного человека), ни аппарат ребенка, а с другой стороны, под порогом сознания мы находим настоящий океан данных многостороннего опыта, которые отнюдь не являются порождением сексуальных влечений». А далее в том же абзаце указывается, что несмотря на свою ничем не оправданную крайность, это оказалось истинным благодеянием для науки и позволило «дать почти исчерпывающий образ детско-дикарского мышления, как преимущественно сексуального образа представления».

Что можно сказать в заключение к данному разделу? Проходят годы, изменяются наши теоретические воззрения на различные аспекты биологической и социальной жизни человека. Однако остается какая-то основа, фундамент, на котором нужно строить или достраивать здание науки. Этот фундамент в познании психических процессов человека, заложенный 3. Фрейлом, будет прочным и долгим еще для многих поколений.

Отношение к учению 3. Фрейда в России и социалистических странах. Можно ли сейчас дать точное отношение к тем событиям в науке, свидетелем которых мы не были? В принципе можно, но с определенной долей относительности, ибо приходится руководствоваться литературными данными (а насколько достоверна эта информация?) и издаваемыми переводами книг 3. Фрейда. Из литературных данных возьмем за основу книги после 1990 г., а также медицинские энциклопедии 2-го и 3-го изданий. Краткие данные об отношении к учению 3. Фрейда до и после Октябрьской революции приведены в уже упомянутых книгах В. Т. Кондратенко и Д. И. Донского (1993, 1998) и в энциклопедиях. Во 2-м издании Большой медицинской энциклопедии Ф. В. Бассин в статье «Психоанализ» (1962), касаясь отношения к нему в дореволюционной России, пишет буквально лишь следующее: «В России психоанализу еще в начале XIX в. было противопоставлено учение нервизма И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Е. А. Введенского, обосновавшее объективный экспериментально-клинический подход к истолкованию функциональных расстройств. Поэтому оказать влияние на русскую медицину психоанализ не смог даже в годы стремительного роста его популярности. В дореволюционной России существовали лишь единичные сторонники учения о психоанализе (Е. Осипов, А. Фельцман). В Советском Союзе психоанализ пропагандировался в 20-х и начале 30-х годов И. Ермаковым, В. Коганом, однако никакого отклика во врачебных кругах эта пропаганда не получила. Не имели успеха и попытки Ю. В. Каннабика, В. А. Внукова, И. Залканда сочетать психоанализ с материалистическим подходом к проблеме неврозов». Далее в жёстких фразах указывается на «порочность любой формы идейного компромисса с психоанализом», который несовместим с диалектико-материалистическим подходом.

Все предельно ясно — антинаучность, вред, терапевтическая неэффективность и политическая реакционность. В литературе к своей статье Ф. Бассин цитирует три персональные журнальные статьи, громившие фрейдизм «в свете современных научных дискуссий», хотя в этом не было никакой необходимости, так как, по словам Ф. Бассина, «... идеологическая борьба с психоанализом потеряла в условиях советской действительности всякую актуальность». Автор не посчитал нужным сослаться хотя бы на одну работу 3. Фрейда, переведенную на русский язык, а их к тому времени было достаточно много. Нет необходимости комментировать такой «научный труд». Есть только в тексте одна большая странность или нелепость. Как можно было в России в начале XIX в. что-то противопоставить психоанализу, разработанному 3. Фрейлом, еще до рождения самого автора (родился в 1856 г.). А могло ли тогда существовать учение о невризме, разработанное И. М. Сеченовым (1829—1905), поступившим на медицинский факультет Московского университета в 1851 г., И. П. Павловым (1849—1936) и Н. Е. Введенским (1852—1922; только не Е. А. Введенским, как пишет Ф. Бассин)? Так же «политически грамотно» в статье о 3. Фрейде (БМЭ,2-е издание, том 33; 1963 г.) Ф. Бассин «разбил в пух и прах» теоретические концепции этого ученого, «окрашенные в резко выраженные идеалистические и реакционные тона». Правда, в 3-м издании БМЭ (1985) Ф. Бассин несколько смягчил свой пыл в опять же им написанной статье о 3. Фрейде и делает в его сторону лишь небольшие замечания.

Но как бы в те годы ни критиковали 3. Фрейда и его психоанализ, вычеркнуть имя этого ученого из медицинской науки не могли.

Так как же на самом деле относились в России к психоанализу до 1917 г. и в более позднее время? Объективные сведения можно найти в 3-м издании БМЭ. В статье «Психоанализ» (авторы В. М. Лей-бин и М. С. Кельнер) сообщается о том, что распространение психоанализа в России началось примерно с 1908 г. Было переведено на русский язык большинство основных трудов 3. Фрейда, имелись сторонники и пропагандисты его учения, психоанализ использовался как метод лечения неврозов, издавали журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии» (1910—1914 гг.).

После Октябрьской революции в первые 10—15 лет также сохраняется повышенный интерес к психоанализу как среди медицинских работников, так и в широких кругах интеллигенции. Продолжают издаваться его книги, используются психоаналитическйе методы лечения. В 1933 г. возобновляет работу в Москве психоаналитическое общество, были организованы группы психоаналитиков в Казани, Одессе и других городах, создается психоаналитический институт, которым руководил И. Д. Ермаков. Согласно данным В. Т. Кондратенко и Д. И. Донского (1993), ЭТОТ институт размещался в прекрасном здании (особняк Рябушинского), а на втором его этаже находился психоаналитический детский сад, где воспитывались дети высокопоставленных лиц, в том числе Яков Сталин. И. Д. Ермаковым была издана «Психоаналитическая и психологическая библиотека», которая содержала основные источники по психоанализу.

Имеются сведения о том, что психоанализ поддерживали некоторые руководители советской власти и государственные деятели, в том числе Л. Д. Троцкий (лично встречался с Адлером), К. Радек, А. А. Иоффе. В работе психоаналитического общества принимала активное участие жена 0. Ю. Шмидта В. Ф. Шмидт. Пропагандистами учения 3. Фрейда были такие известные психоаналитики, как М. В. Вульф, И. Д. Ермаков, Я. М. Коган, М. Рейснер и др. Они популяризировали психоанализ, предлагали объединить его с марксизмом или «подчистить идеологические ошибки» 3. Фрейда материалистической диалектикой. Наиболее образно об этом пишет М. Рейснер в уже упомянутой своей статье, где дана высокая оценка работ 3. Фрейда по изучению бессознательных процессов: «Только применение материалистической диалектики учения Маркса может очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки буржуазного общества, от идеалистических и метафизических извращений, от противоречий и непоследовательности. Марксистская наука должна найти в себе силы и умение не только переработать громадный фрейдовский материал, но продолжить его первоначальную линию монизма и материализма. Только участники классовой борьбы пролетариата смогут выковать из теории Фрейда новое оружие для борьбы с общественным неврозом религии, которая до сих пор являлась одним из крупных факторов классового угнетения...».

Хотя на Западе считается, что фрейдизм в СССР был запрещен в 1934 г., однако, как пишут В. Т. Кондратенко и Д. И. Донской, факт официального запрещения документально не подтвержден. В то же время в печати все усиливались нападки на психоанализ и учение 3. Фрейда в целом из-за его идеализма и несоответствия советской действительности. Одновременно с этим, как пишут В. М. Лейбин и М. С. Кельнер, была отвергнута проблематика научных исследований по изучению неосознанных влечений, потребностей, вопросов полового воспитания и других разделов психологии, связанных с именем 3. Фрейда. Его труды были исключены из программ подготовки врачей. Так продолжалось до начала 80-х годов, когда психоанализ пытались «отвергнуть целиком», а 3. Фрейд по всем научным аспектам противопоставлялся И. П. Павлову. А так ли это было на самом деле? М. Г. Ярошевский (1989) приводит документально подтвержденные данные о том, что И. П. Павлов на одной из своих «сред» лично сообщил своим сотрудникам о том, что один случай невроза у девушки, опубликованный 3. Фрейдом, натолкнул его на мысль вызывать экспериментальные неврозы у животных методом сшибок. Об этом, кстати, узнал 3. Фрейд много лет спустя от известного нейрофизиолога Ральфа Джерарда, который пишет о следующем: «Я посетил Павлова незадолго до его кончины, и он сказал мне, что эксперименты по изучению условнорефлекторно вызываемых неврозов были стимулированы чтением одной работы Фрейда. Через неделю я выехал из Ленинграда в Вену, где сообщил об этом Фрейду. Сердито фыркнув, он воскликнул: "Это могло бы мне чрезвычайно помочь, если бы он сказал это несколькими десятилетиями раньше" (цит. по М. Г. Ярошевскому, 1990). После этого трудно верить некоторым нашим антифрейдистам, что И. П. Павлов якобы неоднократно выступал с критикой идей 3. Фрейда.

В начале 1980-х годов в СССР наступило некоторое послабление по отношению к психоанализу. Об этом можно судить хотя бы по статьям о психоанализе в 3-м издании БМЭ и БСЭ. Его, конечно, осуждали, но более лояльно. Снова появились в нашей печати труды 3. Фрейда и отдельные главы из его работ.

Однако интерес врачей к 3. Фрейду и психоанализу был высоким и в период гонения на его труды. Сущность психоанализа 3. Фрейда, естественно, с определенной дозой критики в его адрес, обсуждалась на философских семинарах, заседаниях научных обществ, во время чтения лекций по неврозам. Так было и у нас, в Беларуси. Помню, как после одного такого общеинститутского философского семинара, где мне пришлось выступать с докладом «Заслуги и ошиб^ ки Фрейда в трактовке неврозов», подошла ко мне группа преподавателей, и один из них сказал буквально следующее: «Вы так «критиковали» Фрейда, что нам понравилась сущность его учения». Приятно было осознавать, что цель выступления достигнута.

Несколько затянулось обсуждение внутриличностных конфликтов и психоанализа 3. Фрейда. Для объяснения этого и как заключение приведу одно из высказываний М. Г. Ярошевского (1990): «Советский читатель должен знать об учении Фрейда не понаслышке, а из первых рук, с тем чтобы выработать самостоятельное, а не извне навязанное представление о нем. Знакомясь с работами Фрейда, с его представлениями о том, как устроена душевная жизнь, каковы ее сокровенные механизмы, мы тем самым расширяем границы сферы познания человека, его внутреннего мира... Очевидна сильная оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике и даже злобным нападкам оно ни подвергалось, учение Фрейда вновь и вновь становится предметом дискуссий, порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни».

Источник: 
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007