Мы рассмотрели две главные причины неврозов: межличностные конфликты, которые можно назвать внешними, социально обусловленными, т.е. зависимыми от жизни людей и их взаимоотношений, и внутриличностные (внутридушевные) конфликты, которые можно назвать просто внутренними, ибо они зависят от индивидуальных особенностей личности конкретного человека.
Какая из этих причин занимает ведущее, доминирующее место при неврозах? Прежде чем ответить на этот вопрос (а можно ли на него ответить вообще?), рассмотрим, что такое личность человека вообще. Понятие «личность» носит не только медицинский, но и общебиологический и философский смысл. Сущность личности является первостепенным, главным вопросом как в теоретической, так и в прикладной философии. Ее следует рассматривать с учетом врожденных и приобретенных индивидуальных качеств человека. Однако в наших исключительно материалистических воззрениях на различные аспекты нормы и патологии личность рассматривали только с позиций социальных, т.е. приобретенных качеств. По этому поводу Р.. С. Немов в большом 3-томном учебнике «Психология» (1995), предназначенном для студентов высших педагогических учебных заведений, пишет, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. С учетом указанных ограничений он дает следующее определение личности: «Личность — это человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих». Однако из текста книги видно, что автор придает значение и врожденным качествам человека.
С позиции роли только социального дано определение личности в 3-м издании БМЭ: «Понятие личность отражает представление о социально обусловленном и индивидуально выраженном облике отдельного человека» (А. Г. Спиркин, В. И. Тищенко, 1980). Такие определения аргументируются тем, что ребенок не рождается с «готовой личностью», а она формируется в процессе общения и познания мира. Все это верно, однако логически нельзя исключить все особенности исторического развития человечества без учета врожденных особенностей индивидуума. К тому же, это ни в коей мере не будет противоречить материалистическим воззрениям, так как нельзя отрывать приобретенные качества человека от его врожденных, в том числе наследственных, особенностей. По нашему мнению, более правильное определение личности дано в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» (1983): «Личность— человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировозренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок». Исходя из такой трактовки, невроз — это глубоко переживаемое и значимое для индивидуума ущемление врожденных или приобретенных потребностей с учетом возраста, представлений о морали и особенностей взаимодействия с людьми.
Невроз может возникнуть вследствие как межличностных, так и внутридушевных конфликтов, а нередко наличия и тех, и других. Вй общем плане нельзя отдавать приоритетную значимость лишь одному из этих факторов, как нельзя отделить социальное и врожденное в понимании личности. Естественно, что в отдельных конкретно взятых случаях ведущую и даже единственную роль может играть внутридушевный конфликт (по 3. Фрейду, сексуальный — в его понимании сексуального), в других — межличностный, как отклоняющаяся от существующих норм особенность взаимоотношений между людьми (болезнь общения).
Вследствие сексуальных конфликтов у взрослых наиболее часто возникают истерия и неврозы навязчивых состояний, в детском возрасте, преимущественно младшем и дошкольном, — патологические привычки в виде мастурбации (онанизма), хейломании (сосание пальцев, губ, языка), онихофагии (кусание ногтей), трихоти-лолломании (выдергивание волос) — см. ниже. Для выявления причин этих расстройств используется метод психоанализа, охватывающий особенности сексуального развития в течение всего доболезненного (преморбидного) периода.
После отхода от психоанализа причины неврозов стали рассматриваться как следствие межличностных психотравм. Однако вскоре натолкнулись на ряд трудностей. Ведь человек, начиная с детства и кончая периодом долгожительства (после 90 лет), периодически испытывает радость и невзгоды, счастье и печали, положительные и отрицательные эмоции, вступает в конфликты в семье, школе или на работе, а неврозы возникают только у части лиц. Нельзя было все объяснить интенсивностью психотравмы, ее длительностью и индивидуальной значимостью, т.е. переживаемостью организмом. Хотя в этом плане часто (но не всегда) возникают неврозы после шоковой психотравмы, являющейся угрозой жизни и благополучию человека. Чтобы объяснить возникновение неврозов при менее значимых для организма психотравмирующих воздействиях, советские психиатры (Г. Е. Сухарева, 1959 и др.) стали придавать значение индивидуальным особенностям личности, а В. Н. Мяш-щев (1960) выдвинул термин «невроз развития», который позволил рассматривать невроз как «болезнь развития личности».
Следовательно, в возникновении неврозов играют определенную роль все те патологические факторы, врожденные и приобретенные, наследственные и ненаследственные, которые воздействовали на организм, начиная с внутриутробного периода, и способствовали срыву личности под влиянием психотравм. Сюда можно отнести наследственность, особенности темперамента и характера, наличие акцентуации личности и перенесенных в прошлом легких органических поражений головного мозга (так называемая резиду-альная церебрально-органическая недостаточность) и ряд прочих неблагоприятных факторов. Все они могут быть объединены как другие причины, способствующие возникновению неврозов.