Виды переменных и типы эмпирических данных

Возможность регистрации и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера, а может быть представлена в виде регистрации частоты встречаемости тех или иных изменений (показателей, характеристик) в поведении испытуемого, в виде выраженности каких-либо характеристик, подлежащих измерению.

В общем виде переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.
Выделяют следующие виды переменных:
- независимые переменные (НП);
- зависимые переменные (ЗП);
- побочные переменные (ПП);
- дополнительные переменные (ДП);
- смешивающиеся переменные (СП).

Независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.

Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.

Независимая и зависимая переменные, а также подразумеваемое отношение между ними, являются составными частями эксперементальной гипотезы(ЭГ).

Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты:
- выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, фическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующих факторов;
- обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;
- возможность реализации причинного воздействия (эксперементального) с точки зрения практического применения в научных целях.

Выделяются следующие виды независимых переменных (НП) как основания задания эксперементальных условий (Кэмбелл Д., 1980):
- управляемые переменные, или факторы, такие, как метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы;
- потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий (система школьного образования, предметы..)
- относительно постоянные аспекты социального окружения:социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д
Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной:
- «оргазмические» переменные - пол, возраст и т. д., определяющие возможность подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;
- тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы (например, методики выделения экстровертов - интровертов, тревожных - нетревожных и т.д.)

Для так называемых личностных переменных, реконструируемых (представляемых) на основании тестируемых показателей, управление независимой переменной сводится к подбору групп, отличающихся по заданному показателю, что означает использование уже не собственно экспериментальных, а квазиэкспериментальных схем.

Квазиэксперимент проводится с ограниченными формами контроля условий независимой переменной. Основными типами квазиэксперимента являются: использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных групп (т. е. различных по количеству испытуемых, несколько не совпадающих по полу, возрасту и т. д.); осуществление контроля после проведения исследования (очень часто встречается в рамках проведения психологических исследований). Исходя из этого психолог чаще использует именно данную схему исследования (квазиэкспериментальную).

Данные условия можно сравнить с проведением лабораторного эксперимента - эксперимента в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющих выделить так называемую «чистую» независимую неременную путем контроля всех иных условий, с которыми может смешиваться ее влияние. Классическим примером таких экспериментов являются эксперименты, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Типы эмпирических донных
В современной экспериментальной психологии личности принято выделять следующие типы эмпирических данных в зависимости от степени их достоверности н надежности (Мельников В.М, Ямпольский Л. Т., 1985).

«L»-данные (от англ. life record data) полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т. д., а таже путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых.

«L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методов. Однако такое использование «L»-данных не совсем правильно, так как внешние оценки не являются достаточно достоверной мерой поведения: возникают искажения, связанные с субъективными особенностями личности самого эксперта.

Для повышения надежности «Ь»-данных необходимо выполнять следующие требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен знать оцениваемого испытуемого достаточно продолжительное время;
- необходимо неменее 8-10 экспертов на одного оцениваемого;
- оценивание испытумых должно проводится экспертами только по одной черте за раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по целому комплексу характеристик;

«Q»-данные - изучение личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний.

Наиболее широко используются:
- Минесотский многопрофильный личностный перечень;
- шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Б.Кэттелла;
- тест Гилфорда-Циммермана исследования темперамента;
- личностный опросник Айзенка.

«T»-данные объективных тестов с контролируемой эксперементальной ситуацией получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертам.