Виды аккультурации

Попадая в чужую социокультурную и языковую среду, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям существования. Начинается сложный процесс социально-психологической адаптации, который включает в себя ознакомление, обучение, усвоение новых норм и требований, контакты с незнакомыми людьми, обычаями, культурными кодами поведения и т. д. Происходит психологическая аккультурация, т. е. изменения, которые возникают в психике человека в результате взаимодействия с другой культурой. Канадский ученый Джон Берри выделяет 4 стратегии аккультурации: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация.

  1. Ассимиляция — когда человек, приехавший в чужую для него страну, хочет как можно скорее усвоить язык и полностью раствориться в культуре этой страны. При этом он старается забыть прежнюю историю своей жизни и стать максимально похожим на коренное население новой страны. Вся его деятельность направлена на усвоение новых стандартов и правил поведения, новых традиций и праздников, повседневных контактов с новой культурой, людьми и языком. Очень часто такие люди отказываются от своего языка и переходят на чужой язык даже в общении с собственной семьей и детьми.
  2. Интеграция — когда человек придает большое значение сохранению своей собственной истории жизни, своей культуре и языку, но при этом с уважением и любопытством относится ко всему новому и незнакомому. Он учит язык, расширяет круг социальных контактов, изучает историю и традиции новой страны, осваивает профессию или получает дополнительное образование и квалификацию. Как правило, такие люди, соединяя в себе две культуры, два языка и сохраняя свою самоидентификацию, значительно спокойнее и увереннее себя чувствуют по сравнению с предыдущей группой.
  3. Сепарация — когда человек максимально старается избежать взаимодействия с другой культурой и социальным окружением. Эти люди остаются в нише своей культуры, не желая усваивать новые традиции, язык и коды поведения. В качестве защитной реакции они часто иронизируют над коренным населением и подчеркивают исключительность культуры своей страны. Как правило, эти люди предпочитают жить в своем замкнутом «гетто», минимизируя, таким образом, все внешние контакты в стране иммиграции. Очень часто они чувствуют себя достаточно комфортно, так как находятся только среди своих, но при этом полностью лишают себя возможности интегрироваться в новом обществе. Для таких мигрантов характерна пониженная самооценка и постоянный страх взаимодействия с учреждениями и коренным населением чужой страны.
  4. Маргинализация — когда человек старается уйти от своей культуры (например, из-за вынужденных обстоятельств ее потери), но и не может обрести новую культуру (часто по причине стигматизации или дискриминации). Он как бы застревает между двумя культурами. Такой человек часто равнодушен к происходящим событиям, у него понижена общая мотивация, для него характерны сложности в самоидентификации и потеря жизненных смыслов. Людям, относящимся к данной стратегии аккультурации, свойственны депрессивные настроения и деструктивные формы поведения.

Стадии психологической адаптации и культурного шока

Психологическая адаптация эмигрантов из разных стран и этносов, оказавшихся в условиях чужой языковой и социокультурной среды, как правило, подчиняется одним и тем же психологическим закономерностям (чувство малоценности, комплекс иностранца, кризис идентичности, переживание утраты, ностальгия, депрессия, разобщенность с детьми и т. д.). Эти переживания носят, видимо, такой же объективный характер, как и процессы развития человека, объясняемые законами естественнонаучных дисциплин.

Существует 5 стадий психологической адаптации мигрантов в условиях новой социокультурной и языковой среды (Хрусталева Н. С., 1996).

  1. Эйфорическая стадия — радостные переживания мигранта, что наконец все формальности (оформление виз, документов, паспортов и т. д.), трудности со сборами и переездом закончились. На этой стадии не происходит какого-либо изменения активности человека, перестройки его поведения, изменения стратегий, планов, целей и задач деятельности. Для многих мигрантов характерна бурная эмоциональная реакция, связанная с эффектом достижения цели. Идеализация общества, в которое стремился мигрант, дополняет общее состояние эйфории.
  2. Туристическая стадия, когда начинает приобретаться самая необходимая информация о внешней стороне незнакомого общества. Здесь происходит определенное осмысление этой внешней стороны: человек осваивает лишь видимую часть чужого общества (дома, транспорт, улицы, рекламы, уклад жизни и т. д.) и, как правило, оно ему очень нравится.
  3. Ориентационная стадия, когда мигрант вынужден разбираться не только во внешнем, но и во внутреннем — бюрократическом, социально-политическом, экономическом и конфессиональном устройстве нового общества. Эта фаза требует от мигранта определенной перестройки его ожиданий и установок, что часто связано с высоким напряжением, которое вызывает стрессовое состояние. На этой стадии адаптационного развития происходит постоянный процесс преодоления стресса, который заключается в разнообразных проблемных ситуациях разрыва между желаемым и действительным. Возникает много вопросов, на которые сложно получить ответ. Некоторые мигранты ощущают себя в роли «глухонемых безработных». Человек перестает чувствовать себя хозяином своей судьбы.
  4. Депрессивная стадия. Как правило, эту фазу проходят все мигранты независимо от уровня успешности преодоления предыдущих трех фаз адаптации. Фаза депрессии наступает чаще всего как реакция на длительное действие различных видов психотравмирующих факторов: изменение привычного стереотипа жизни, переживание чувства разлуки и ностальгии, потеря привычного социального и профессионального статуса, деформация концепции собственного будущего, неудовлетворенность самореализацией в различных видах деятельности. Эти и другие причины, в зависимости от индивидуально-типологических и возрастных особенностей, могут порождать предневротические и невротические состояния: навязчивые мысли, зацикленность переживаний, нарушение социальных связей и т. п.
  5. Стабилизационная фаза. Характер преодоления депрессивной стадии мигрантом зависит в первую очередь от степени активности личности и уровня ее социальной адаптированности. Активность личности — это стремление к самореализации и включению креативного потенциала. Процесс самореализации определяет личностную динамику мигранта. Переход из депрессивной (оценочной) стадии в стабилизационную требует изменения направленности личности, ее мотивационной структуры, жизненных целей. Изменение направленности личности определяет, в свою очередь, изменение социального статуса, позиций, ролей и межличностных отношений в условиях эмиграции. Стабилизационная фаза свойственна, как правило, мигрантам с низким уровнем когнитивной и мотивационной ригидности, с адекватным уровнем притязаний. При этом самореализация личности может осуществляться в любом виде деятельности: трудовой, коммуникативной и познавательной.

В психологической литературе подробно описан феномен культурного шока, который испытывают эмигранты. Например, антрополог К. Оберг выделяет шесть аспектов культурного шока (Oberg К., 1960).

  1. Напряжение — результат тех усилий, которые необходимы для достижения психологической адаптации.
  2. Чувство потери или лишения привычных привязанностей, которые остались в прежней среде; это и статус, и ближайшее окружение.
  3. Чувство отверженности, возникающее из-за неспособности установить нормальные психологические контакты с новым культурным окружением.
  4. Сбой, который происходит из-за межкультурных различий в ценностях и стереотипах поведения.
  5. Неожиданная тревога при осознании порой существенных различий между своей и иной культурой.
  6. Чувство неполноценности, связанное с неспособностью понять новую культурную среду.

Описание культурного шока еще раз подтверждает перенасыщенность психики мигранта внешними воздействиями и раздражителями.

Как успешнее преодолеть этот культурный шок? Существует четыре варианта межкультурных контактов:

  • когда человек отбрасывает, забывает свою культуру, в которой он родился и вырос. Порой даже стесняется или пренебрегает ею, с иронией и явным высокомерием относясь к стране исхода. При этом он выбирает чужую культуру. Этот тип людей английский исследователь С. Боккер называет перебежчиками;
  • когда человек отбрасывает чужую культуру, демонстративно отказывается изучать и понимать ее. Абсолютизирует значимость собственной культуры (особенно в области духовной жизни и истории). Этот тип социальные психологи называют шовинистами;
  • когда человек колеблется между двумя культурами, воспринимая часть поведенческих стереотипов и ценностей из одной культуры, а часть — из другой, не относя себя полностью ни к одной из них. Результатом являются, как правило, внутриличностный конфликт, путаница в идентификации (с кем себя соотносить, к кому принадлежать?), неспособность удовлетворить требования двух культур. Этот тип называется маргиналами;
  • когда человек синтезирует в себе две культуры, т. е. не отбрасывает собственную (и даже передает ее своим детям) и при этом с пониманием и уважением воспринимает и усваивает чужую культуру, становясь связующим звеном между культурами и народами. Таких людей психологи называют посредниками.

Как показывает анализ судеб эмигрантов предыдущих поколений, лучше всего себя чувствуют и имеют хорошее психическое здоровье посредники, которые сохранили свои корни, имея, таким образом, точку отсчета в культурном пространстве, и при этом совершенно позитивно взаимодействуют с чужой культурой. Это, как правило, образованные и гуманистически направленные люди. Они не страдают от постоянного внутреннего напряжения, агрессивности и нетерпимости по отношению к чужому образу жизни.

Но почему одни становятся маргиналами, а другие — посредниками, одни остаются шовинистами, а другие полностью растворяются в чужой культуре? Во-первых, очень многое зависит от той социальной и психологической поддержки, с которой встречается эмигрант в чужой стране. Во-вторых, многое зависит от желания, мотивации самого эмигранта интегрироваться. В-третьих — от широты кругозора и нравственных ценностей личности. К сожалению, существует несоизмеримо больше факторов, препятствующих успешной адаптации, чем способствующих ей. Это — этноцентризм коренного населения, защита своей системы ценностей и навязывание ее эмигрантам, чувство собственности по отношению к определенной территории. Существует и то, что называют утомляемостью от взаимодействия языковых и культурных различий. Другими словами, часть проблем связана с безразличием и даже враждебностью доминирующего большинства к подчиненному меньшинству.

Вхождение личности в новую культурную среду является для нее стрессогенным фактором, снижающим толерантность, т. е. терпимость по отношению к чужому образу жизни.

Ключевые слова: Культура, Миграция
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Средневековое понимание культуры в Европе
Монина Н.П., Культурология
Межкультурные конфликты
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Философское измерение культурно-исторического процесса
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Воспитание физической культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева
Монина Н.П., Культурология
Анализ культуры
Мацумото Д., Психология и культура
Организационная культура
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Разграничение понятий культура и цивилизация
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий