Тренинговые технологии в работе с подростками и юношами «группы риска»

Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, психологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость).

Предметом особого нашего внимания является группа.

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.). Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество поклонников творчества (или иных достоинств) певца, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов.

Группа неформальная (неофициальная) не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения. (Словарное определение, видимо, несколько устарело (в первой части), так как по нынешним временам получить официальный статус весьма несложно, чем многие организации (группы) и пользуются, оставаясь неформальными по сути.)1

Чаще всего мы будем говорить о малых группах.

Группа малая - насчитывает, как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - группа контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность контактной группы оценивается числом 15.

Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

Группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы).

Группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют.

Группа-кооперация - характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности.

Группа-корпорация - которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда).

Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма.

Гомфотерный («сбитый») коллектив - в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

При прочих равных условиях коллектив обладает наибольшей эффективностью (особенно при решении задач с ярко выраженным общественным содержанием), наиболее человечными межличностными отношениями, большей стойкостью к трудностям.

Среди основных технологий психологической работы с молодежной группой на ведущем месте стоит метод тренинга. 

Основное его отличие состоит в том, что он сочетает в себе возможности групповой и индивидуальной работы с молодежью, а также позволяет учитывать основное стремление молодых людей - быть независимыми и возможность совершить свободный выбор в работе с тренером (принцип добровольности).

Методические рекомендации по написанию тренинговых программ.
При написании тренинговых программ стоит учесть тот аспект, что тренинговая программа не универсальна, т.е. она не обязательно будет одинаково эффективной как для двух разных групп, так и в руках двух разных тренеров.

Разработка тренинга - это своего рода творчество, а, следовательно, как и любое другое творчество эта работа сопряжена с личностными качествами и способностями самого человека, выполняющего эту деятельность. В жизни человек может быть «душой кампании» и «звездой», а в тренинге он может быть не состоятелен как тренер, как человек, от которого требуется быть лидером, профессионалом, способным вести за собой и организовывать активность других.

Не стоит также забывать о роли импровизации в тренинге и опыта тренинговой работы. Иногда упражнения, представляемые в тренинговых программах, являются по сути играми одного вида, и мы можем наблюдать ситуацию, когда горе-тренер все отведенное время проигрывает с группой упражнения на знакомство (которое вводится единично в начале первого занятии тренинга, а далее лишь подбираются упражнения на проверку эффективности запоминания имен участников).

Импровизация дает свободу тренеру и возможность творить, модифицируя уже известные упражнения и создавая новые, меняя логику тренинга в зависимости от типа группы и ее внутригрупповой динамики.

Хотя во многих пособиях говорится о том, что особых требований к тренинговой программе нет, позволим себе не согласиться с данным мнением, т.к. все-таки единая структура (алгоритм) в тренинге все-таки есть.

Что же входит в алгоритм? Покажем это схематично. (схема 1)

Как видно из схемы, тренинг может состоять как из одной встречи (занятия, блока), если он не продолжительный по времени, так и из нескольких встреч, в зависимости от вида тренинга, его цели и задач Каждое упражнение в программе сопровождается формулировкой цели, преследуемой тренером при его проведении.

Стоит также отметить, исходя из нашего опыта, тот факт, что одна встреча не должна включать более 5 упражнений, т.к. наступает утомление участников и появляется необходимость введения упражнения на расслабление (релаксацию), которое может снизить активность участников, в том случае, если оно вводится в середине тренинга. Отсюда можно сказать, что релаксацию целесообразно вводить в качестве последнего упражнения занятия (встречи).


Каждая встреча, как и каждое упражнение, завершается рефлексией это необходимо для осознания участниками тех изменений, которые происходят с ними в результате прохождения упражнений, а также для получения обратной связи тренером и возможности анализа плюсов-минусов и ошибок в работе.

Темы: Тренинг, Подростки
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Программа подросткового конфликтологического тренинга
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста. Проблемы подростка
Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие...
Выявление детей и подростков с аномалиями в психологическом развитии и поведении
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Общение в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Мотивация в подростковом возрасте
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Особенности личности подростков
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Оставить комментарий