Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа

Грофф обнаружил, что когда человек от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:

  1. сенсорный барьер;
  2. индивидуальное бессознательное;
  3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  4. транс персональная область.

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т. е. опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого либо конкретного повода — эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками — образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующая сфера переживаний — область индивидуального бессознательного (биографической уровень) — все что угодно из жизни человека— какой то неразрешенный конфликт, какое то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, — реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания — «системы конденсированного опыта» (СКО). СКО — это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств — депрессии, тревожности, страховфобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т. п.

Перинатальный уровень бессознательного проявляется в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. Перинатальные матрицы — это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатая до завершения рождения. Перинатальные матрицы в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять на его здоровье, психику, поведение и жизнь. С помощью специальных психологических методик (голотропное дыхание, ребефинг), любой человек может «проникнуть» в область перинатальных матриц и осознать содержащую в них информацию и переживания в символической или реальной форме. Биологическая основа первой перинатальной матрицы (БПМ1) — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокойствия.

Вторая перинатальная матрица (БПМП) закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет — поэтому информационные записи второй перинатальной матрицы содержат физическую боль сжатия, удушья, сдавливания, мучительные ощущения одиночества, беспомощности, безнадежности, отчаяния и вины, что способно обуславливать возникновение различных соматических отклонений (болезни дыхательной системы, астма, запоры, мигрени, гипертония и пр.) и психологических затруднений (подавленность, депрессивность, заторможенность).

Третья перинатальная матрица (БПМШ) отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения матки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. В этой матрице записана информация об отчаянной борьбе за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье, контакт с кровью, слизью, переплетение болевых и сексуальных ощущений. Негативные записи этой матрицы, по исследованиям Гроффа, способны обуславливать бессознательные причины возникновения разнообразных сексуальных и агрессивных отклонений. Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов на фазе прохождения ребенка по родовому каналу (БПМШ) способно привести к разнообразным психопатологическим отклонениям: мазохизм, садизм, некрофилия, сексуальные отклонения, гомосексуализм, самоувечье, кровавое самоубийство (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилования, агрессивность.

Четвертая перинатальная матрица (БПМIV) связана с непосредственным появлением на свет человека, когда мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти—возрождения. Если роды завершились благополучно — то в четвертой матрице фиксируются ощущения победы, облегчения, уверенности в своих силах. Если были осложнения, ребенок не смог сам родиться, применялись хирургические и медикаментозные средства, то в четвертой матрице фиксируются записи об ощущениях беспомощности, зависимости от чужой помощи, медикаментозной химической зависимости, что обусловливает бессознательные причины проявления в дальнейшей взрослой жизни данного человека зависимого поведения, ожидания помощи, повышенной склонности к химической зависимости: алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. Повидимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. Обнаруживается глубокая связь обстоятельств и паттернов рождения человека с общим качеством всей его жизни. Это выглядит так, что опыт рождения определяет фундаментальные отношения к существованию, мировоззрение, расположенность к другим людям, соотношение оптимизма и пессимизма, всю стратегию жизни, даже такие специфические черты, как доверие к себе и способность справляться с проблемами и проектами.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи, — вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы. Хороший материнский уход, удовлетворенность, безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детстве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжение травматизации в детстве не только не дает этого защищающего экрана, но еще и добавит материала к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне. Поэтому детские психологические травмы очень сильно влияют на всю последующую жизнь человека, на его поведение, болезни, психологические отклонения и проблемы. Из за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов.

Негативные записи перинатальных матриц, обусловливающие те или иные соматические и психологические отклонения, могут быть нейтрализованы с помощью методов ребефинга, голотропного дыхания, что позволяет устранить причины и сами отклонения.

Ключевые слова: Личность
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Зрелость личности
Слотин Т.В., Психология личности
Последствия внутриличностных конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Типы конфликтных личностей
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Положительное влияние зависти на личность
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Эмоционально-лабильное расстройство личности
Белялов Ф.И., Психические расстройства в практике терапевта
Биологическая теория личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Экстраверт и интроверт: различия, тесты
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Оставить комментарий