Биологическая теория личности

Биологическая теория личности возникла в XVII веке и закрепилась в XIX веке под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов известного английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив внимание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.

Биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных. Показывается, что у них есть общие потребности в пище, в воде, в продолжении рода, в стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждается, что в конечном счете ничего, кроме этого, в поведении человека не содержится, а разница между ним и животными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по-другому, чем животные. Предполагается, что так понятая личность имеет врожденный, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы между моралью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек - это то же животное - вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.

Многие виды человеческого поведения - альтруизм, агрессивность, полоролевое поведение - имеют врожденный, наследуемый характер. И у человека, и у животных существуют аналоги такого поведения. Например, высшие животные, как и человек, любят своих детенышей, ведут стадный образ жизни, заботятся друг о друге, бывают иногда агрессивными.

Биологическая теория личности объявляет врожденным неравенство людей по способностям, а социальная структура общества и отношения людей в ее трактовке представляются аналогичными структуре и отношениям между высшими животными.

Действительно, наблюдая за жизнью стад человекообразных обезьян, ученые обнаружили, что между ними складываются почти такие же отношения, как в социальных группах между людьми. В каждом стаде есть свой вожак, похожий на лидера или руководителя среди людей. В стаде обезьян особь, приближенная к вожаку, пользуется такими же привилегиями, как человек среди людей, приближенных к руководителю или лидеру. Меняется власть в стаде, теряет свою силу вожак и, как следствие этого, изменяется вся система отношений в стаде. Примерно то же самое происходит и среди людей при перемене власти. Биологическая теория личности была особенно популярна среди ученых на рубеже XIX и XX веков, а затем постепенно была вытеснена социологической и гуманистической теориями.

Источник: 
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Темы: 
Материалы по теме
Понятие, структура личности преступника
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Типологии личности
Карпов А.В., Общая психология
Структура личности по К.К. Платонову
...
Демонстративный тип
Выбойщик И.В., Акцентуации характера
Теория личности Келли
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Проблема личности в социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и классификация
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Потребность стать личностью
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Оставить комментарий