Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Каждый человек рано или поздно задает себе извечный вопрос «Ради чего я живу?».

Одни считают, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (сторонники учения гедонизма); другие находят, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (точка зрения И. Канта); некоторые выводят поведение личности из биологических влечений, например, сексуальных (основоположник психоанализа З. Фрейд) или социальных стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).

Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете - внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Как гласит латинский афоризм, я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личными потребностями и интересами, а в третьих - поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т.д.).

Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие - в области искусства, третьи - в общественной деятельности. При этом каждый исходит из определенный побуждений: чувства долга перед обществом, корысти, славы, карьеристских замыслов и т.д.

Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека, сложная система соподчинения и взаимодействия следующих блоков:

Потребности, мотивы

Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая характеризуется следующими признаками:

  • любая потребность имеет свой предмет, т.е. наличие нужды в чем-то;
  • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется;
  • -потребность    обладает    способностью воспроизводиться.

Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и духовных ценностей. Они источник активности человека. Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические задачи.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями, в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни. Человек сознательно регулирует свои потребности и этим отличается от животного.

Классификация уровней потребностей:
К витальным (жизненным, физиологическим или органическим) потребностям относятся голод, жажда, половое влечение и другие.

Потребность в безопасности представляет собой желание чувствовать себя защищенным, избавиться от чувства страха, неудач, агрессивности.

К потребностям в общении относятся принадлежность к общности, нахождение рядом с людьми.

Потребность в статусе - достижение определенного успеха, признание, авторитет и одобрение окружающих.
Потребность в самореализации (самоактуализации) -достижение своих целей, реализация способностей, развитие собственной личности.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии между собой.

Материальными, духовными, физическими и т.п. являются не сами потребности, а способы их удовлетворения.

Итак, потребности - это первая стадия - неосознаваемая.

Осознанная потребность становится мотивом.

При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей (и инстинктов) как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего. произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Но мотив - это не цель, которая формируется в зависимости от мотивов, установок и других составных, о чем мы скажем ниже.

Существует тесная связь не только между потребностями и мотивами, но и между потребностями и интересами.

Интересы

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес -личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интересы - это прежде всего активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность при положительном эмоциональном отношении к ним. Интересы человека определяются    общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевать трудности и препятствия.

Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены .

По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.

По устойчивости выделяют устойчивые интересы и неустойчивые интересы. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).

Однако человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувствию долга, общественными обязанностями и т.д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.

Идеалы, убеждения, мировоззрение

Идеал - это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Идеал отражает жизнь. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Вместе с тем в идеале всегда есть частичка фантазии, т.е. переконструированной действительности., когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.

С идеалами тесно связаны убеждения.

Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые человек верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека, т.е. мировоззрение - система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.

Существует мировоззрение общества и мировоззрение личности, при этом мировоззрение общества влияет на формирование мировоззрения личности, а также наблюдается и обратное воздействие, т.е. личностный вклад - взаимодействие мировоззрения общества и личности.

Мировоззрение служит как бы высшим регулятором поведения и действий личности. А выработка (наличие) мировоззрения - существенный показатель зрелости личности (социальной группы). Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характера - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, то для нас крайне важный аспект - поведение.

Ценностные ориентации

И, наконец, ценностные ориентации - это глобальные цели, которые человек пытается реализовать, в ЦО можно выделить два компонента:

  • ценности-цели;
  • ценности-средства.

Прежде чем говорить о целях, необходимо рассмотреть блок направленности, мировоззрение личности в другом аспекте, важном для нас с профессиональной стороны.

Поведения людей определяется примерно на 90% традиционным, бытовым мировоззрением. В настоящее время религиозность - с одной стороны, мода, с другой -потребность. Существует много различных взглядов (плюрализм мнений), но сама по себе система верований (не в религиозном смысле) человека очень важна, как и система идеалов (либо они есть, остались, либо они нарушены, вакуума быть не должно и не может).

Итак, для чего и ради чего человек проявляет активность, действует.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных    преднамеренных    действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности.

Учения о типах темперамента

К подструктуре биологически обусловленных свойств и качеств личности прежде всего относят темперамент -биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент (от лат. temperamentum -«соразмерность», «правильная мера»)- это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.), который полагал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей - человек здоров, при неправильном - болен. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Исходя из учения Гиппократа, знаменитый врач античности Клавдий Гален предложил первую классификацию темпераментов, и она в относительно неизмененном виде дошла до наших дней.

Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Название темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней:

  • холерический темперамент - от слова Shole (желчь);
  • сангвинический - Sanguis (кровь);
  • флегматический - от Phlegma (слизь);
  • меланхолический - от Melan chole (черная желчь).

Сангвиник - это человек подвижный, легко приспосабливающийся в изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей.

Он - экстраверт, жизнерадостный, общительный, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, легко сходится в новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством в общении и часто меняет привязанности.

Сангвиник обладает живой мимикой и выразительными движениями, по его лицу легко определить его настроение, отношение к предмету или человеку; имеет быстрый темп речи; обладает гибкостью ума, склонен к остроумию, по незначительному поводу громко хохочет, а несущественный факт его может сильно рассердить; легко переключает внимание. Чувства, интересы и стремления у него изменчивы, быстро освобождается от гнетущего настроения и пребывает в оптимистическом состоянии духа.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив, необуздан, нетерпелив и несдержан. Воля холерика порывиста, также он отличается повышенной эмоциональностью. Это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип, он скорее экстраверт.

Для холерика характерна цикличность в поведении и переживании. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченностью, но сил ему хватает ненадолго и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение», все невмоготу.

Флегматик - это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный.

Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Флегматику присуща замедленность реакций в общении, он медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает обращаться к ним - задавать вопросы, вступать в беседу, не любит попусту болтать, его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке медленно перестраивает навыки и привычки.

Меланхолик - это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, такое воздействие может привести к нарушениям поведения. Он медлителен в движениях, в речи; мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Меланхолик неуверен в себе, замкнут, пассивен, мнителен, легко поддается страху, грусти, незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Необходимо помнить, что картина поведения человека зависит не только от особенностей типа, но и от состояния нервной системы, которое зависит от непосредственно складывающихся жизненных обстоятельств и воздействий.

Но и возникающие состояния оказываются характерными для определенных типов нервной системы. Например, для сангвиника типично состояние подъема, для холерика - состояние аффективности, для флегматика - спокойной сдержанности, для меланхолика - неуверенности и т.п. Это состояние является признаком типологических особенностей человека.

Темы: Личность, Познание
Источник: Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Материалы по теме
Аспекты развития личности. Познавательное развитие
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Понятие, структура личности преступника
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Идентификация в процессе социального познания
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Возбудимые личности
Тёлле Р. Психиатрия
Психологический пол и особенности личности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Психологическая структура личности
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Демонстративный тип
Выбойщик И.В., Акцентуации характера
Теория личности Келли
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий