Вытеснение, самосознание, личность

Проблема. Согласно психоаналитической точке зрения, вытеснение, как и другие защитные процессы, исходят из «Я». Более точно, Фрейд говорил о самоуважении «Я» как источнике вытеснения. На языке современной социальной психологии и психологии личности это означает, что в качестве вытесняющих сил выступают важнейшие элементы самосознания (Я-концепции) личности. Поскольку у различных людей структуры самосознания имеют индивидуальные различия, то и в процессах вытеснения должны наблюдаться большие индивидуальные различия. «Те жен впечатления, переживания, импульсы, которые один человек у себя допускает или, по крайней мере, сознательно перерабатывает, отвергается другим с полным негодованием или подавляются даже до того, как они достигают сознания». Для концептуализации этих личностных различий в вытеснении З. Фрейд пытался применить свою теорию либидо. «Мы можем сказать - один создал идеал, с которым он сравнивает свое действительное я, между тем как у другого такой идеал отсутствует. Образование идеала является, таким образом, условием вытеснения со стороны я».

Это замечание интересно тем, что позволяет более дифференцированно оценить роль различных индивидуальных подструктур самосознания в качестве сил, участвующих в процессе вытеснения. Замечание Фрейда означает, что, по его мнению, главной вытесняющей силой является идеальное Я. Однако нет никаких оснований для утверждения, что такие подструктуры Я-концепции, как реальной Я или различные ролевые социальные Я, не участвуют в процессах вытеснения, не мотивируют подобные процессы. В этой связи заслуживает обсуждения вопрос о значении различий между идеальным Я человека и его актуальным (реальным) Я, которые иногда, особенно в юношеском возрасте, приобретают характер внутренних конфликтов и оказывают глубокое влияние на активность личности по самоформированию.

Мы полагаем, что конфликтные отношения между указанными подструктурами самосознания приводят к интенсивному развитию механизмов вытеснения. Следовательно, эти различия оказывают глубокое влияние на формирование характера личности и ее судьбу как члена общества. В этой связи следует отметить также, что механизмы вытеснения не совпадают с теми компонентами личности, которые участвуют в осуществлении вытеснения. Если эти компоненты сравнительно нетрудно обнаружить (реальное Я, идеальное Я, убеждения и другие подструктуры личности можно обнаружить методами исследования личности: опросниками, тестами, с помощью экспериментов и т. п.), то вопрос о том, каким образом они используются для осуществления вытеснения, остается фактически без ответа.

Вытеснение и нарциссизм

Для обнаружения подлинных механизмов вытеснения значительный интерес представляет попытка З. Фрейда связать это явление с нарциссизмом. Как было сказано выше, вытеснение Фрейд обусловил образованием у личности идеала Я. «Этому идеалу я, - писал он, -досталась та любовь к себе, которой в детстве пользовалось действительное я. Нарциссизм оказывается перенесенным на это новое идеальное я, которое, подобно инфантильному, обладает всеми ценными совершенствами». Фрейд полагал, что когда человек в юношеском или зрелом возрасте ставит перед собой новый идеал, то это не что иное как «... возмещение утерянного нарциссизма детства, когда он сам был собственным идеалом».

Если бы человек в детстве был собственным идеалом, то он вряд ли мог бы идентифицировать себя с взрослыми и вообще с другими людьми. Так что имеется серьезная проблема, требующая углубленного исследования на основе современных достижений детской и вообще возрастной психологии, а также социальной психологии. Во фрейдовском подходе проблема связи вытеснения с нарциссизмом сильно упрощена, хотя само по себе весьма ценно уже указание существования причинных зависимостей между этими явлениями.

Как бы то ни было, идеальное Я, конечно, является «предметом» особой любви для личности. А поскольку оно является часть. структуры личности, ее Я-концепции, то высокую оценку и любовь к идеальному Я можно считать нарциссическими. Именно в этом смысле и можно сказать, что нарциссизм является одним из важнейших психологических факторов, осуществляющих вытеснение. К тому же следует учесть, что, согласно Фрейду, нарциссизм является автоэротическим явлением. Однако нет никаких оснований для утверждения, будто любовь к собственной личности всецело имеет либидинозный характер. К тому же такое качество нарциссизма вовсе не является необходимым для того, чтобы эта установка к собственной личности с успехом участвовало в процессе вытеснения.

Нам представляется, что вопрос о взаимосвязях самосознания, нарциссизма и вытеснения следует углубленно исследовать по тем направлениям, которые намечены выше.

Идеальное Я, реальное Я и вытеснение

Жизненная реальность и самообладание предоставляют в наше распоряжение множество фактов следующего рода: человек представляет себе, что, оказавшись в определенной ситуации, совершит определенные действия (например, героические, благородные поступки), однако реально оказываясь в такой ситуации, действует совсем не так и даже противоположным образом (ведет себя трусливо, неблагородно, не умея постоять за себя и других). Это удивляет его. Почему так происходит, по какой причине человек искаженно видит свои будущие действия? Для объяснения этого явления можно выдвинуть следующую гипотезу: представляя воображаемую ситуацию, человек актуализировал в ней свое идеальное Я (вернее: часть этой подструктуры самосознания в виде ситуативного идеального Я-образа), подавляя, вытесняя менее приятный для себя образ реального Я. Поскольку идеальный Я-образ обладает высшими человеческими качествами, возможными и желательными для данного человека как представителя данного пола, то воображаемые героические и благородные действия являются логическими следствиями этой желательной актуализированной структуры.

Когда же человек реально оказывается в такой же ситуации, то у него, разумеется (и если он не психотик и его актуализируемые Я-образы соответствуют тем ситуациям, к которым он должен адаптироваться), актуализируются те реальные свойства - черты характера и темперамента, знания, навыки, представления и себе и самооценка - которыми он обладает, а также их отражение в сознании в виде образа реального и актуализированного Я. Поскольку личность реально не обладает высокими и желаемыми для себя свойствами, в реальной ситуации она будет действовать совсем не так, как представлял себе рисуя воображаемую ситуацию. В воображаемой ситуации идеальный Я-образ вытесняет из сознания образ реального Я, а в реальной ситуации, наоборот, актуализированный ситуативный Я-образ собственной реальной личности вытесняет из сознания идеальный Я-образ, если он был актуализирован, или не позволяет ему актуализироваться (в частности - вследствие известной узости сферы сознания). Поэтому в этих двух ситуациях мотивация и регуляция поведения осуществляются различными подструктурами Я-концепции и, естественно, они будут различными. Эти различия в поведении могут достигнуть уровня противоположностей, если различия между идеальным Я-образом и реальным Я-образом значительны.

Человек, заметив такие большие различия между своим реальным поведением и представляемым поведением в воображаемой ситуации, обычно переживает удивление и, оказавшись по существу в состоянии когнитивного диссонанса, ищет способов оправдания. По мере увеличения сходства между этими подструктурами Я-концепции чувство удивления постепенно ослабляется, поскольку человек освобождается от многих иллюзорных представлений о своей личности. Я-концепция становится более реалистичной и свободной от внутренних противоречий. В этом случае, по нашему мнению, механизм вытеснения уже не играет такой важной роли, как в вышеуказанных случаях: как в реальных, так и в воображаемых ситуациях человек воспринимает себя в основном реалистично. Это, по нашему мнению, является важным признаком зрелой психической адаптации и зрелости личности, если в Я-концепции нет патологических черт и комплекса неполноценности. Развитие личности, приводящее ко все большему уменьшению различий между идеальным Я и реальным Я, является лишь одним из возможных вариантов формирования личности, при котором необходимость вытеснения уменьшается и, в результате этого, предотвращается развитие патологических защитно-адаптивных механизмов и их комплексов. Однако возможны и другие варианты развития.

Вытеснение и проблема психической зрелости

Мы предлагаем гипотезу, согласно которой нормальная, оптимальная работа механизма вытеснения является одним из критериев социально-психологической зрелости личности. Оптимальность вытеснения, по нашему мнению, во-первых, налицо тогда, когда этим путем не игнорируются действительно важнейшие проблемы самой личности и ее референтных групп, и, во-вторых, не образуются фиксации на уже потерявших актуальность фрустрациях прошлого и на незначимых «малых» фрустрациях настоящего.

Являясь особой формой забывания, вытеснение, тем не менее, отличается от забывания знаний и впечатлений в обычном смысле слова. Если вытеснение образов и мыслей, относящихся к определенным объектам, определяется отношением приятное - неприятное, то забывание без активного вытеснения определяется такими факторами, как отсутствие интереса к объекту, незначимость последнего для личности, время от момента восприятия до момента проверки количества сохраненного в памяти информации и т. п. Вытесняется то, что неприятно для личности и причиняет ей страдание, тогда как нередко человек забывает нужные знания, которые рад был бы свободно воспроизвести. Выборочно вытесняется все то, что вызывает стыд, страдание, угрызения совести, внутренние конфликты и т. п., будь то внутрипсихические содержания и процессы или же события внешнего мира.

Вытеснение осуществляется благодаря тому, что в нужное для осуществления психической защиты время некоторые переживания личности воспроизводятся, осознаются и полностью заполняют сферу сознания. Эти получившие преимущественное «право» осознания психические содержания актуализируются благодаря активации определенных потребностей и мотивов, которые оказываются интенсивнее тех, которые активизировали вытесняемые содержания. Можно сказать, что вытеснение является выражением борьбы мотивов и победы одного из них (или группы конвергирующих мотивов). Актуализация приятных содержаний и вытеснение с их помощью неприятных можно осуществить сознательно и произвольно, добываясь «исчезновения» (для сознания) неприятной реальности.

Таким образом, вытеснение тоже является выборочным и временным забыванием, но оно мотивировано иначе, чем обычное забывание, а именно: потребностью в защитной адаптации, обусловленной наличием фрустраторов.

Расширение Я-концепции, вытеснение и адаптация личности

Актуальные переживания личности всегда шире, чем то, что непосредственно осознается ею, поскольку существуют обширные бессознательная и подсознательная сферы психики. Личность шире Я-концепции, а последняя - любого ситуативного Я-образа. Если личность имеет возможность выразить в осознанной речи те свои подсознательные содержания, которые относятся к собственной личности и, таким образом, расширить свою Я-концепцию, то тем самым она может улучшить свою адаптацию к проблемным ситуациям.

Эта идея, хотя и не совсем в адекватной форме, выражена в знаменитой формуле З. Фрейда: «Так, где было Оно, должно быть Я». Фактически весь процесс психоанализа есть осуществление данной формулы. Этот процесс, действительно, приводит к расширению Я-концепции, созданию новых установок к себе и т. п.

Как мы уже сказали, положительное (неискаженное) расширение Я-концепции является адаптивным процессом. С другой стороны, вытеснение является адаптивным процессом. Но каковы соотношения между этими двумя процессами - процессами расширения Я-концепции и вытеснения?

Как ни парадоксально, эти два процесса часто действуют в противоположных направлениях: вытеснение не позволяет расширить Я-концепцию за счет осознания тех содержаний подсознательного, которые неприемлемы для личности по моральным соображениям.

Еще З. Фрейд заметил, что чем жестче моральная цензура личности, тем труднее для нее осознать многие свои переживания. Особенно это касается тех желаний и влечений, которые несовместимы с моральными нормами референтных групп личности и всего общества. Хотя З. Фрейд данное положение обычно проиллюстрировал на примерах из сексуальной жизни, оно, как справедливо отмечает И. С. Кон, очень хорошо можно показать и на других примерах. С этой точки зрения он рассматривает зависть, порождающую ненависть к другому человеку. Зависть вытесняется и не осознается, поскольку человек «... с детства усвоил, что зависть - недостойное, низменное чувство. Признаться себе в подобном чувстве - значит существенно понизить свое самоуважение. Гораздо легче объяснить свою ненависть действительными и мнимыми пороками соперника». А это значит использовать проекцию и рационализацию.

В результате получается сложная и интересная картина: для улучшения адаптации личность стремится осознать мотивы своих действий и переживания и расширить свою Я-концепцию, однако против этого восстают ее моральные принципы. Осуществляется вытеснение этих психических содержаний, процесс расширения Я-концепции останавливается, но для обеспечения надежной защиты против возможности их осознания приводятся в движение дополнительные механизмы - проекция и рационализация.

Таким образом, расширению Я-концепции препятствует защитный комплекс, состоящий из вытеснения, проекции и рационализации. (Возможно. что в данный комплекс входят и другие защитные механизмы, но для выяснения этого обстоятельства потребуются дополнительные эмпирические и теоретические исследования).

Однако нельзя думать, будто этот защитный комплекс не играет адаптивной роли. Он ведь возникает для того, чтобы личность не осознавала такие психические содержания, которые являются потенциальными фрустраторами, хотя и такое осознание привело бы к расширению Я-концепции. Таким образом, эта защитная адаптация направлена вовнутрь, на собственные психические содержания и те мотивы, которые способствуют их осознанию. (Таким мотивом может быть, например, сознательное желание индивида расширить свое самопознание). Но это означает, что адаптивные механизмы и их комплексы, направленные против внутренних фрустраторов, могут привести к внешней дезадаптации в социальных ситуациях (поскольку в них адаптивным был бы процесс расширения Я-концепции). Исходя из сказанного, следует, по-видимому, проводить различие между внутренней адаптацией (и внутренней адаптированностью) и внешней адаптацией (и внешней, в собственном смысле социально-психологической адаптацией).

Если эта точка зрения верна, то в любой момент жизни человека мы можем и должны говорить об оптимальном соотношении ее внутренней и внешней адаптированностью. Не существует, конечно, непроходимых границ между ними, и внешняя неадаптированность приводит к внутренней неадаптированности, и наоборот. Например, наличие неразрешимых внутренних конфликтов обычно приводит к внешним конфликтам (в частности, путем проецирования внутренних конфликтов на окружающий социальный мир). Однако бывают и такие важные случаи, когда направленные по этим двум направлениям процессы (внутренней и внешней адаптированности) несовместимы, так как достижение одного из них исключает достижение другого. Поэтому мы и говорим об относительном соотношении (компромиссе) процессов. приводящих к этим двум результатам.

Нередко защита против таких внутренних конфликтов, которые могли бы возникнуть, если бы личность расширяла свою Я-концепцию за счет осознания своих подсознательных мотивов, мыслей и переживаний, приводит к предотвращению также внешних конфликтов. Причина этого состоит в том, что многие внутренние конфликты являются интернализованными социальными конфликтами. Если опять обратиться к проблеме зависти, то, как справедливо указал И. С. Кон, социальный «.конфликт состоит в том, что зависть морально осуждается и в то же время личный успех служит одним из показателей общественной значимости человека»37. Актуализация внутреннего конфликта (в результате осознания зависти) может привести к внешним социальным конфликтам, например, с объектом зависти, человеком, который добился успеха). Такой переход внутреннего конфликта личности в ее социальные взаимоотношения часто наблюдается в тех случаях, когда борьба за внимание одной женщины один из соперников терпит поражение.

Опыты Зимбардо и проблема вытеснения

Знаменитые опыты Филиппа Зимбардо, построившего искусственную тюрьму, позволили открыть целый ряд интересных феноменов, в том числе следующий: оказалось, что люди плохо знают собственные психические качества и очень плохо предвидят собственное поведение в необычных условиях. Так, многие испытуемые Зимбардо до опыта даже не могли вообразить, что могут причинить боль невинным людям, в то время как в ходе самого эксперимента многие из них не только причиняли вред, но сделали это с особой жестокостью.

Возникают вопросы, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме - связи вытеснения и подавления с самосознанием личности. Вот они:

  1. знали ли эти люди свои собственные качества заранее, но вытесняли их, поэтому не могли дать адекватный ответ о своем ожидаемом поведении?
  2. Или же эта качества (жестокость, презрение к людям и т. п.) у них были латентными, никогда не осознавались раньше и были неожиданными для самих этих лиц?; в таком случае они не были вытесненными чертами и качествами, а просто были непознанными.

Мы полагаем, что среди вновь раскрытых в ходе эксперимента черт, качеств и мотивов были и вытесненные, и до тех пор совсем не познанные (латентные). Эксперимент позволил расширить Я-концепцию участников. Но поскольку большинство открытых качеств были неприятными, следует ожидать, что эти лица после эксперимента начнут активно вытеснять их в подсознательное. Ведь подобное расширение Я-концепции приводило к снижению их самооценки.

Источник: 
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Совестливость и бессовестность как свойства личности
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Шизоидное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Эмоционально-лабильное расстройство личности
Белялов Ф.И., Психические расстройства в практике терапевта
Условия психического развития личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Эпигенетическая теория личности Эриксона
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Понятие личности преступника
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Сенситивные личности
Тёлле Р. Психиатрия
Что такое социализация личности?
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Оставить комментарий