Аспекты развития личности. Познавательное развитие

В процессе роста и развития человека происходят качественные и количественные изменения в его познавательной сфере. Человеком усваиваются не только знания и логические операции, но и формируется определенное представление о мире, о своем месте в нем, о том, что в нем возможно, что допустимо, о причинно-следственных связях в окружающей действительности и собственной жизнедеятельности.

Восприятие человеком собственного поведения и его последствий связано с понятием локуса контроля.

Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) или же собственным способностям и усилиям (интервальный, внутренний локус контроля).

Показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля более самостоятельны и ответственны; они проявляют большую уверенность в себе, настойчивость в достижении целей, независимость в суждениях и поступках. Больные, обладающие внутренним локусом контроля, обычно лучше осведомлены о своем заболевании, о больничном режиме и т. п., стремятся принимать активное участие в процессе лечения.

Людям с внешним локусом контроля более свойственна неуверенность в своих силах, тенденция пустить дела на самотек, несамостоятельность, зависимость. Им также зачастую свойственны большая неуравновешенность и более высокий уровень тревожности.

Ключевые слова: Познание, Личность, Развитие
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Формирование и развитие личности
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие личности человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Развитие познавательных процессов у дошкольников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Развитие личности в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Развитие познавательных процессов младших школьников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Оставить комментарий