Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

  • широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;
  • мера развития личности как субъекта;
  • характер деятельности — от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;
  • социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

  1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3-4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.
  2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время — избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.
  3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими.
  4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенци-листским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.
  5. Самообъективация — понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.
  6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть — это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть — разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

  1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.
  2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.
  3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.
  4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоцио-нально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности — процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим — реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим — преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеоло-гии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошколном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Ключевые слова: Зрелость, Личность
Источник: Слотин Т.В., Психология личности
Материалы по теме
Развитие личности в период взрослости
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Формирование зрелости личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Методики определения личностной зрелости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Психогенетические исследования темперамента и личности
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Оставить комментарий