Торговый процесс продажи товаров

Основной операцией торгово-технологического процесса (ТТП) в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи — обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, наиболее полное удовлетворение их потребностей. Все остальные операции ТТП магазинов создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т.е. носят подчиненный характер, однако от их выполнения зависит не только качество обслуживания покупателей, но и экономическая эффективность ТТП в целом.

Наиболее ответственную часть ТТП в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

  • встреча покупателей;
  • предложение товаров;
  • отбор товаров покупателями;
  • расчет за отобранные товары;
  • оказание покупателям дополнительных услуг.

На этой стадии ТТП между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.

Встреча и выявление спроса покупателей — это первый и очень важный элемент обслуживания. Необходимыми условиями хорошей встречи покупателей являются привлекательная витрина, удобный вход в магазин, хороший внешний вид торгового зала, выкладка и размещение товаров, чистота помещения, приветливое, внимательное отношение обслуживающего персонала.

При знакомстве с образцами и свободно выставленными товарами продавец-консультант может предложить покупателю свою помощь. В разговоре с покупателями продавец-консультант выявляет и уточняет спрос, кратко и тактично выясняет, какой товар и для чего нужен покупателю.

Предложение и показ. Предложение, показ, помощь в выборе товаров и консультация — элементы торгового процесса, тесно связанные между собой. Успех достигается в первую очередь хорошей выставкой и выкладкой товаров в торговом зале. В то же время элементы предложения и показа активизирует продавец-консультант, помогая выбрать товар и консультируя покупателей.

Показ товара должен отвечать следующим требованиям:

  • инициатива показа товаров должна исходить от продавца-консультанта;
  • товары показывают в тех местах, где они выставлены;
  • показывая товар, следует дать ему полную характеристику, обратить внимания на отдельные его свойства;
  • показ товара должен осуществляться обдуманно, постепенно. Сначала показывают более простые изделия и немного предметов (не более трех) средней цены. Этим определяют впечатление покупателя, облегчают ему выбор, не рассеивают внимание;
  • при показе не должен создаваться беспорядок: товары, не вызывающие интерес покупателя, немедленно убирают и дополнительно показывают другие однородные товары;
  • нужно дать возможность покупателю детально ознакомиться с товаром (рассмотреть выделку, расцветку, получить представление о качестве), а радио-, фототовары, электробытовые и другие технически сложные товары продемонстрировать в действии.

Показ товара должен сопровождаться объяснениями, советами. Если нужного покупателю товара нет, предлагают равноценный заменяющий. При этом предлагаемый товар подробно характеризуют. Если замена равноценным товаром невозможна, покупателю сообщают примерные сроки поступления интересующего его, но отсутствующего товара и обязательно в присутствии покупателя записывают заказ на этот товар.

Консультация покупателей. Несмотря на предоставление полной самостоятельности в выборе товаров при самообслуживании, многие покупатели нуждаются в квалифицированной консультации работников магазина, и в первую очередь продавцов-консультантов.

Обязанности продавца-консультанта весьма разнообразны:

  • объяснить покупателям порядок продажи товаров по методу самообслуживания;
  • показать размещение отделов и секций;
  • предложить инвентарную корзину, если покупатель забыл ее взять;
  • помочь выбрать товар, дать исчерпывающую консультацию об ассортименте, свойствах и качестве товаров;
  • подать товар для примерки, после которой возвратить его на свое место или доставить в узел расчета, если покупателю самому сделать это затруднительно;
  • предложить сопутствующие товары;
  • рассказать о дополнительных услугах и оказать необходимую помощь в получении этих услуг;
  • упаковать товар по просьбе покупателя после уплаты его стоимости;
  • пригласить в торговый зал руководителя секции или отдела по первому требованию покупателя.

Консультации дают в устной или письменной форме, привлекая специалистов разных инженерных специальностей.

В магазинах самообслуживания возрастает число незапланированных, импульсивных покупок. Поэтому продавцу-консультанту не следует торопить покупателей. Даже в случае прямого вопроса о наличии определенного товара и его местонахождении нужно дать не только точный ответ, но и посоветовать другие товары, имеющиеся в магазине.

Предложение сопутствующих товаров. В процессе обслуживания покупателей продавец-консультант должен умело предложить и продемонстрировать покупателю сопутствующие товары, которые можно приобрести в дополнение к основной покупке. К ним относятся товары:

  • родственные в употреблении (например кашне к пальто);
  • необходимые в качестве дополнения к основному (например держатель для галстуков);
  • предназначенные для хранения и ухода за основным товаром (колодки для хранения обуви, средства по уходу за обувью);
  • однотипные, но различного назначения (туфли выходные и обувь для дома) и т.д.

В качестве сопутствующих можно предлагать товары, представленные не только в том отделе, где находится покупатель, но и в других отделах, например юбка к блузе, шляпа к пальто, галстук к сорочке и т.д. Поэтому продавец-консультант должен быть хорошо осведомлен обо всех товарах, имеющихся в других отделах. Особенно целесообразно предложить сопутствующие товары в тех случаях, когда покупатель пришел за покупками для семейного праздника, в связи с отъездом в отпуск и т.д.

Важно правильно выбрать время для предложения сопутствующих товаров. Чаще всего их предлагают после того, как покупатель сделал выбор и твердо остановился на том или ином товаре. Однако предлагать сопутствующие товары рекомендуется не только после выбора покупателем основного товара, но и одновременно с предложением основного товара, чтобы еще больше убедить его в необходимости сделать покупку. Предлагать сопутствующие товары нужно в вежливом тоне, без навязывания своей точки зрения. Например, «Могу порекомендовать вам приобрести для этих красивых туфель пару колодок, они помогут вам сохранить хорошую форму обуви на длительное время».

В настоящее время наряду с работой обслуживающего персонала большое значение для культуры обслуживания имеют различные технические новинки. Так, в «Магазине будущего» (Extra Future Store, Германия) технология эволюционировала и превратилась в нечто уникальное — центральное место в концепции магазина будущего уделяется, по сути, приданию магазину индивидуальности и индивидуальному подходу к каждому потребителю. Главная задача такой ориентации — не увеличение продаж магазина или сети, а рост продаж в рамках коммуникации с каждым из покупателей. Отсюда и персонификация покупательской аудитории магазина Metro Future Store — клубные карты покупателя и персональные предложения, учитывающие личные пристрастия каждого.

Покупатель, предъявивший на входе клубную карту, получает персональный дисплей, который прикрепляется к тележке и информирует о скидках и о товарах, которые могли бы его заинтересовать. Дисплей оснащен сканером для считывания штрихкодов продуктов, а на экране дисплея отображается подробная информация о них. Клубная карта Extra Future Store совместима с компьютером, и если на нее заранее записать информацию о будущих покупках, шопинг может начаться еще дома.

8 этом случае мобильный дисплей будет указывать покупателю местонахождение тех или иных продуктов в торговом зале и предлагать сочетаемые с ними товары. Прежде чем положить товар в тележку, изображение штрихкода на нем сканируют устройством, вмонтированным в мобильный дисплей — так создается лист покупок. Если постоянный покупатель Extra Future Store отдает предпочтение мясу, а в тележку по ошибке положил рыбу, дисплей подаст сигнал — клубная карта содержит полную информацию о вкусовых предпочтениях владельца.

Компьютер, установленный на тележке, обеспечивает индивидуальный шопинг. Преимущества его применения:

  • индивидуальная помощь покупателю;
  • информация о рекламных акциях и специальных предложениях;
  • «навигационная система» для быстрой ориентировки в торговом зале;
  • сканирование штрихкодов; 
  • удобный подсчет количества и стоимости самих покупок;
  • напоминание покупателю о купленных товарах (исключаются возвраты товаров).

Широкое распространение в Европе получил так называемый window shopping, когда решение о покупке принимается во время прогулки и разглядывания витрин магазинов. Новейшие технологии позволяют совершать покупки прямо через витрину, используя небольшое (размером с брелок для ключей) устройство. Покупатель направляет лазерный луч на любой предмет, расположенный в витрине или надетый на манекен (часы, пальто, туфли, очки), и получает на экране подробную информацию об этом предмете, может посмотреть фильм о нем. Если решение о покупке принято, лазерный луч направляется в цель с надписью Point of sale и на экране появляется форма для введения своей информации (номера кредитной карты, адреса и т.д.).

Вместо консультации продавца или в дополнение к этому магазины различных форматов все чаще начинают использовать современные интеллектуальные устройства — информационные киоски. Это такое оборудование, которое, с одной стороны, открывает предприятию новые возможности по организации дополнительного сервиса для покупателей, а с другой — позволяет снизить нагрузку на продавцов-консультантов. В информационном киоске можно получить любую информацию о любом товаре, нажав на нужные кнопки: сколько стоит, кто производитель.

Современный информационный киоск представляет собой программно-аппаратный комплекс, аппаратная часть которого состоит из компьютера и монитора (сенсорного или традиционного), а также вспомогательных устройств (сканера, карт-ридера и пр.), а программная представляет собой какой-либо софт, обеспечивающий пользователю доступ к необходимой информации.

Информационные киоски бывают нескольких категорий:

  • информационно-справочные терминалы, предназначенные для оперативного предоставления различного рода информации (сведения о наличии определенных товаров, их характеристики и т.п.),
  • рекламные киоски, демонстрирующие заставки или видеоролики о соответствующей продукции или услуге;
  • интернет-киоски (в торговом предприятии могут, например, обеспечивать доступ к корпоративному сайту магазина и к страницам производителей товаров).

Естественно, киоски могут совмещать в себе различные функции, например информационно-справочных терминалов и рекламных киосков. Кроме того, добавляя в стандартное оборудование дополнительные устройства или модифицируя уже имеющиеся комплектующие, можно существенно расширять функционал киоска. Одновременно здесь учитывается не только экономия на оплате продавцов-консультантов, но и совокупный маркетинговый эффект от лояльных магазину покупателей, которым предоставили новую удобную и полезную услугу.

Большой популярностью у покупателей пользуются электронные прилавки. Стоит обычный прилавок и представляет, к примеру, товары бытового назначения — шампуни, мыло, стиральные порошки и т.д. Берет покупатель в руки шампунь, а прилавок приятным женским голосом сообщает о нем всю информацию и в дополнение может добавить, какой кондиционер лучше всего подходит к этому шампуню. Электронные прилавки сами контролируют количество товаров, которые на них находятся.

Еще одно новшество — интеллектуальные тележки. Начиненная всякими компьютерными устройствами, такая тележка помогает делать покупки. На «умных» тележках размещено электронное табло. Оно подает сигнал покупателю, если он проедет мимо любимого товара или же товара по специальной цене. Таким образом администрация магазина может проводить персональный маркетинг.

У покупателя есть своя дисконтная карта, она его «помнит» и знает, какие покупки он сделал в прошлый раз. И, к примеру, когда покупатель с «умной тележкой» и дисконтной картой проходит мимо прилавка с хозтоварами, она напоминает, что ему надо приобрести стиральный порошок. Еще тележка подает световой сигнал, когда покупатель проходит мимо товара, который сегодня продается со скидкой, мимо рекламных товаров и т.д. И еще одно важное преимущество «интеллектуальной тележки» — она показывает на экране ту сумму, на которую покупатель уже отобрал товар, т.е. можно по ходу отбора товара контролировать расход личных средств. Ведь нередко бывает, что покупатель взял с собой определенную сумму денег и только около кассы узнал, что ее недостаточно на все то, чем заполнена тележка. «Интеллектуальная тележка» таким образом облегчает еще и работу касс — возврат товара у кассы уменьшается либо вовсе отсутствует. Однако при использовании описываемого оборудования есть недостаток: кассиру все равно приходится пересчитывать товар, поэтому около касс скапливается очередь. Но в некоторых магазинах эта проблема решена — кассы могут быть тоже автоматизированы.

Следующая новинка для совершенствования процесса продажи — интеллектуальные весы. Они сами распознают взвешиваемые на них овощи — огурцы, помидоры, картофель — и сами пробивают соответствующий чек.

Высокие технологии «победоносно шагают» по мировой торговле. Однако без людей все равно не обойтись. Скажем, помидоров в гипермаркете может быть несколько десятков сортов. И разобраться в подобных тонкостях компьютеру не под силу. Во всяком случае, пока.

Новая технология, представленная в Супермаркете будущего, позволила почувствовать скрытый в упаковке запах продукта — будь то банка колы, упаковка клубничного мороженого или новый, незнакомый покупателю продукт. Покупатель нажимает на кнопку, и между полок ощущается запах продукта, генерированный специальным электронным устройством.

Интересна и еще одна новинка — персональный помощник для покупок. Это маленький ручной компьютер, который имеет сканер штрихкода и активный экран. С помощью такого устройства можно создать список закупаемых товаров. На мониторе компьютера отображается реклама продукции, информация о скидках, причем происходит это почти волшебным образом: клиент идет с мини-компьютером вдоль стеллажей, а на экран с полок беспроводным способом передается информация о той продукции, возле которой человек только что оказался.

Похожие компьютеры есть и у служащих магазина — для проверки инвентаря и для контактов с коллегами. Также у всего персонала есть прибор-войс. В пределах нового магазина реализован способ цифровой голосовой связи.

Другое новшество в торговле — мультимедийные терминалы, которые устанавливаются, как правило, в местах, наиболее доступных для восприятия со стороны покупателей. С помощью таких терминалов можно передавать актуальную информацию о промоушен-акциях, проводимых в настоящий момент в магазине, при этом сопроводить ее видеоизображением и звуком, продемонстрировать рекламные ролики о продаваемых товарах.

Среди новинок в непродовольственном секторе большой интерес вызвала компьютерная система сканирования тела для определения индивидуальных размеров покупателя и мгновенного безошибочного беспримерочного заказа. Для музыкального магазина Shopping Tomorrow предложил «звуковой душ» для продажи музыкальных CD — индивидуальную систему прослушивания необычной формы.

Совсем недавно на рынке новых торговых технологий появились первые интеллектуальные примерочные. Теперь, выбирая одежду в примерочной, можно будет не только рассмотреть себя со всех сторон, но и «посоветоваться» с кабинкой. Для этого британские дизайнеры разработали новую систему Qinetiq («Ки-нетик»), которую можно установить в любой, даже самой примитивной примерочной. Новая система представляет собой трехмерные цифровые камеры, которые изучают более 1000 точек на теле клиента. Они определяют необходимый размер одежды и делают фотографии покупателя. Все камеры соединены с компьютером, и его программное обеспечение, помогая человеку выбрать одежду под особенности его фигуры, выдает совет типа «Эти брюки тебя полнят» и другие фразы.

Разработанная британским оборонным агентством новая система имеет еще одно преимущество: она снимает мерки настолько точно, что, «рассматривая» людей в течение одной минуты, распознает лица и может различить даже близнецов.

Упаковка товара. Перед вручением покупки покупателю она должна быть упакована. Рекомендуется упаковывать товар на виду у покупателя, с максимальной осторожностью, чтобы своим отношением к товару подчеркнуть его ценность. Упаковка товаров должна быть прочной и красивой. Лучше всего упаковывать товары в пакеты. Для упаковки непродовольственных товаров применяют пакеты размером 20 х 30 и 50 х 70 см. Если товар имеет фабричную упаковку, его аккуратно укладывают в эту упаковку, а затем обвязывают (ленточкой, шпагатом и т.п.).

Продажа товаров на предприятиях розничной торговли должна осуществляться в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Правила утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на предприятия, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи независимо от их организационной-правовой формы.

В указанных Правилах изложены особенности продажи:

  • продовольственных товаров;
  • текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;
  • технически сложных товаров бытового назначения;
  • парфюмерно-косметических товаров;
  • автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;
  • изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
  • животных и растений;
  • товаров бытовой химии;
  • пестицидов и агрохимикатов;
  • экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях;
  • оружия и патронов к нему;
  • строительных материалов и изделий;
  • мебели;
  • сжиженного углеводородного газа;
  • непериодических изданий;
  • непродовольственных товаров, бывших в употреблении.

Расчет с покупателями. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745.

Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.

Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания — контролеры-кассиры.

Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:

  • кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
  • печатает чек на контрольно-кассовой машине;
  • объявляет покупателю общую стоимость покупок;
  • называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
  • после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.

В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одно-го-двух предметов.

В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.

В узле расчета магазинов самообслуживания покупатель получает погашенный (надорванный) кассовый чек, который должен сохраняться до выхода из магазина. В магазинах, торгующих по методу открытой выкладки или по образцам, кассовый чек покупатель должен передать продавцу. Продавец обязан проверить достоверность чека и его реквизиты, обратив особое внимание на правильность уплаченной суммы. Проверив правильность чека, продавец гасит его, надорвав.

При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.

Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.

Контролер-кассир должен знать и соблюдать правила определения признаков платежное™ государственных казначейских билетов, бережно обращаться с денежными знаками и принимать от покупателя ветхие купюры для сдачи их в учреждения Банка России, знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег с покупателей, правила эксплуатации и ухода за кассовым аппаратом, в совершенстве владеть техникой работы на нем.

Денежные расчеты с покупателями за товары осуществляют продавцы-кассиры или кассиры с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Исключения из этого правила предусмотрены для отдельных категорий предприятий, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Порядок производства расчетов с покупателями следующий. Кассир:

  1. объявляет покупателю общую стоимость покупок;
  2. принимает от покупателя деньги, четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
  3. печатает на контрольно-кассовой машине чек, где указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена покупки;
  4. называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с кассовым, товарным чеком;
  5. после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

При продаже отдельных товаров покупатель вместе с деньгами передает кассиру товарный чек, выписанный продавцом; в этом случае после получения денег кассир ставит на товарном чеке печать «Оплачено» и один экземпляр передает покупателю, а второй оставляет у себя. Если продажа товара осуществляется с условием его доставки, покупателю выдается третий экземпляр для оформления доставки.

При продаже технически сложных товаров наряду с выдачей кассового чека предусмотрено проставление в паспорте на изделие наименования магазина, даты продажи, штампа магазина, фамилии продавца.

Закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей запрещается. Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации магазина. В настоящее время ряд торговых предприятий действуют наиболее правильно и эффективно — возврат денег из кассы производится только в присутствии администрации или ответственного работника.

В случае если покупатель в системе самообслуживания переоценил свои покупательские способности (недостаточно денежных средств для оплаты товаров), а данные о покупке уже введены в кассовый терминал, кассир приглашает администрацию торгового предприятия для осуществления операции исправления введенных данных.

Расчеты за все товары, приобретаемые в магазинах самообслуживания, производятся только в едином узле расчета. Покупателю при расчете вручается в обязательном порядке кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном магазине, который должен сохраняться покупателем до выхода из магазина.

Расчеты на предприятиях, осуществляющих торговлю по методу обслуживания за прилавком, производятся либо непосредственно при передаче товара, либо также производятся в едином кассовом узле, а непосредственно в отделах товары выдаются на основании предъявляемого кассового чека.

Расчеты с покупателями могут осуществляться и в безналичной форме — с помощью чековых книжек и кредитных карточек.

Чековая книжка — именной документ. В ней указываются фамилия, имя и отчество владельца, номер отделения банка, выдавшего книжку, исходное число чеков в книжке, их серия и номера, а также номер счета, на основании которого выдана чековая книжка, и сумма, на которую она выписана. Дата и срок действия книжки заверяются печатью и подписями работников банковского учреждения. Чековая книжка имеет установленный срок действия, который может быть продлен, о чем делается соответствующая запись. Эта запись заверяется подписью работников банковского учреждения и печатью.

Каждый чек имеет в книжке корешок под тем же номером.

При покупке товара владелец чековой книжки заполняет чек и корешок к нему. Заполненный чек, не отделенный от чековой книжки, вместе с паспортом покупателя предъявляется кассиру в уплату за товар.

При приемке чека кассир удостоверяется в личности владельца чековой книжки, сверяет данные с соответствующей записью на оборотной стороне чека и подтверждает подпись покупателя своей подписью, проверяет срок действия чековой книжки, а также правильность ее заполнения. Далее кассир отделяет заполненный чек от чековой книжки; делает отметку (проставляет оттиск штампа магазина) на обороте чека с указанием даты его приема (месяц прописью) и расписывается. При подготовке выручки к сдаче в банк на оборотной стороне препроводительной ведомости и накладной к сумме с денежной выручкой в графе «Перечень предъявленных чеков» перечисляются номера и серии чеков, номера счетов и наименование чекодателей, сумма каждого чека и общую сумма всех чеков.

Кредитная карточка — пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая вмещает данные, необходимые для расчета за товар.

При покупке товара карточка вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего информационную связь с банком. По каналу связи банку сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки или услуги). После этого карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.

Работу кассиров могут заменять новейшие технологии организации торгово-технологического процесса. Вероятно, скоро исчезнут кассы и наступит время бескассовых магазинов, или «селф-чекаутов». Эту технологию уже используют в работе многие ритейлеры США. Английская сеть Tesco и французская Carrefour запустили «селф-чекауты» в тестовом режиме в Европе. Теперь покупателя встречает вместо кассира автомат, регистрирующий товары и принимающий деньги.

Функция сканирования товара дает возможность пользоваться кассой самообслуживания. На такой кассе покупатель сам сканирует изображения штрихкодов, а затем складывает продукты на весы, которые размещены рядом со сканером. Каждому товару согласно его артикулу приписан свой вес брутто. Автоматическая касса сверяет суммарный вес брутто с количеством купленных товаров, и в случае ошибки противокражные ворота на выходе из магазина подают сигнал.

Российские специалисты называют кассу самообслуживания концептуальным устройством. По наблюдению наших соотечественников, посетивших магазин немецкой компании, ею пользуются лишь в случае, если число купленных товаров невелико, чтобы не стоять в очереди.

Касса самообслуживания — популярное в ритейлинге устройство. Считается, что ее установка существенно экономит на рабочей силе, но стоимость такого устройства настолько выше стоимости стандартного кассового блока, что магазин практически ничего не экономит. Ее преимущество в воздействии на лояльность покупателя, который рад, что ему доверяют.

Ключевые слова: Торговля, Товар
Источник: Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) - 2008
Материалы по теме
Процедура прохождения регистрации товарных знаков, торговых марок
...
Международные торговые организации
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Управление распределением товара
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Понятие и классификация ассортимента
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Товарная политика предприятия
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Организация фьючерсной торговли
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Методы стимулирования сбыта в розничной торговле
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Управление продвижением товара
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Оставить комментарий