Международные торговые организации

Рост значения международных организаций — характерная черта функционирования международного права. Проблема более эффективного регулирования международной торговли, как и всей мировой экономической системы, остро встала после Второй мировой войны. Экономические противоречия послужили одной из основных причин, породивших войну. Необходимо было решать сложную задачу экономического восстановления Европы. Для объединения усилий государств был создан комплекс международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. В 1947 г. был принят основной акт в области международной торговли — Генеральное соглашение о тарифах и торговле — ГАТТ (GATT — General Agreement on Tariffs and Trade). Это соглашение легло в основу многостороннего регулирования торговли и тем самым в основу международного торгового права.

Соглашение содержало положения о режиме наиболее благоприятствуемой нации, о недискриминации, национальном режиме. Но в целом задачи его не были широкими. Речь шла об ограничении таможенных тарифов, которые оставались на высоком довоенном уровне и служили серьезным препятствием для развития торговли. Однако под давлением жизни ГАТТ наполнялось все более значительным содержанием, превращаясь в основное экономическое объединение государств.

На регулярных встречах в рамках ГАТТ, именуемых раундами, были приняты многочисленные акты по вопросам торговли и тарифов. В результате начали говорить о праве ГАТТ. Завершающим этапом явились переговоры участников в ходе так называемого Уругвайского раунда, в котором участвовали 118 государств. Он продолжался семь лет и завершился в 1994 г. подписанием Заключительного акта, представляющего своеобразный кодекс международной торговли. Только основной текст Акта изложен на 500 страницах. Акт содержит обширный комплекс соглашений, касающихся многих областей и образовавших «правовую систему Уругвайского раунда».

Основными являются соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО), о таможенных тарифах, торговле товарами, торговле услугами, об относящихся к торговле правах интеллектуальной собственности. С каждым из них связан комплекс детализирующих соглашений. Так, с соглашением о торговле товарами «ассоциированы» соглашения о таможенной оценке, технических барьерах при торговле, применении санитарных и фитосанитарных мер, процедуре выдачи импортных лицензий, субсидиях, об антидемпинговых мерах, инвестиционных вопросах, связанных с торговлей, о торговле текстилем и одеждой, продукцией сельского хозяйства и др.

В комплекс документов входят также меморандум о процедуре урегулирования споров, процедура контроля за торговой политикой участников, решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики, решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия, и др.

Все это дает представление о широте сферы деятельности ВТО. Основная ее цель — содействие экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. Из этого видно, что указанные в Уставе ВТО цели носят глобальный и, несомненно, позитивный характер.

Во имя достижения этих целей ставятся задачи — достичь большей согласованности политики в области торговли, содействовать экономическому и политическому сближению государств путем широкого контроля за торговой политикой, оказания помощи развивающимся странам и защиты окружающей среды. Одна из главных функций ВТО — служить местом подготовки новых соглашений в области торговли и международных экономических отношений. Из этого следует, что сфера деятельности ВТО выходит за рамки торговли и касается экономических отношений в целом.

ВТО обладает развитой организационной структурой. Высшим органом является Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов. Работает она сессионно, раз в два года. Конференция создает вспомогательные органы; принимает решения по всем вопросам, необходимым для осуществления функций ВТО; дает официальное толкование Устава ВТО и связанных с ним соглашений.

Решения Конференции министров принимаются консенсусом, т.е. считаются принятыми, если никто официально не заявит о несогласии с ними. Возражения в ходе прений фактически не имеют значения, а выступать официально против воли значительного большинства — дело нелегкое. Более того, ст. IX Устава ВТО предусматривает, что в случае недостижения консенсуса резолюция может быть принята большинством. Как видим, полномочия Конференции министров существенны.

Исполнительным органом, осуществляющим повседневные функции, является Генеральный совет, в который входят представители всех государств-членов. Генеральный совет заседает сессионно в периоды между сессиями Конференции министров и выполняет в эти периоды ее функции. Он является, пожалуй, центральным органом в осуществлении функций этой организации. В его ведении находятся такие важные органы, как Орган по решению споров, Орган по торговой политике, различные советы и комитеты. Каждое из соглашений предусматривает учреждение соответствующего совета или комитета в целях его реализации. Правила принятия решений Генеральным советом те же, что и у Конференции министров.

Особенно существенны полномочия Органа по разрешению споров и Органа по торговой политике. Первый фактически представляет специальное заседание Генерального совета, выступающего в качестве Органа по разрешению споров. Особенность заключается в том, что в таких случаях Генеральный совет состоит из трех членов, которые присутствуют.

Процедура рассмотрения спора несколько меняется от соглашения к соглашению, но в главном едина. Основные этапы: консультации, доклад группы расследования, апелляционное рассмотрение, вынесение решения, его реализация. По соглашению сторон спор может быть рассмотрен арбитражем. В целом процедура работы Органа носит смешанный характер, соединяя элементы согласительной процедуры с арбитражем.

Орган по торговой политике следит за выполнением многосторонних торговых соглашений. Его деятельность направлена также на достижение большей «прозрачности» торговой политики и практики членов. Орган рассматривает торговую политику государств на основе представляемых ими докладов и докладов Секретариата ВТО. Результаты докладываются Конференции министров. Орган подготавливает ежегодный обзор развития «международной торговой среды», представляющий существенный интерес для всех занимающихся международной торговлей.

Следует отметить, что государства весьма осторожно относятся к значительному расширению полномочий ВТО. Свидетельством тому может служить трудный процесс ратификации соглашений ВТО США, даже при ее нынешних полномочиях. Между тем Устав содержит положения, позволяющие расширить возможности ВТО.

Особого внимания заслуживают возможности Организации воздействовать на национальное право участников. Устав предусматривает, что «каждый Член обеспечит соответствие своих законов, постановлений и административных процедур обязательствам, содержащимся в прилагаемых Соглашениях» (п. 4 ст. 16).

Если оставить в стороне в общем позитивное влияние ВТО на политику и ограничиться значением ее деятельности для экономики, то результат может оказаться впечатляющим. По подсчетам специалистов, реализация соглашений ВТО увеличивает мировой доход примерно на 235 млрд долл. ежегодно. Существенно возрастает мировая торговля.

Снижение тарифов — одно из главных направлений деятельности ВТО. Развивающиеся страны согласились не увеличивать в одностороннем порядке тарифы за установленные пределы по 72% видов промышленной продукции и сократить средний тариф на продукцию из развитых стран на 38%. Со своей стороны промышленно развитые страны согласились уменьшить на 37% средние тарифы на импорт промышленных товаров из развивающихся стран. В целом тарифы развитых стран на промышленную продукцию снизились с 6,3% до 3,9% к 1999 г. Определенным исключением являются текстильные товары. Здесь снижение тарифов минимально.

Либерализация торговли сельхозпродуктами встретилась с серьезными трудностями. США настаивали на полной либерализации, страны ЕС и Япония — на сохранении нынешнего уровня защиты. Соглашение предусматривает замену всех нетарифных барьеров тарифами. Последние должны быть снижены в среднем на 36% промышленно развитыми странами и на 24% — развивающимися.

Промышленно развитые страны должны ограничить поддержку сельскохозяйственного производства и снизить экспортные субсидии. По подсчетам Секретариата, это приведет к увеличению экспорта по крайней мере на 755 млрд долл.

Правила относительно происхождения товара установлены впервые в юридически обязательной форме соглашением ВТО. В условиях растущей интернационализации производства и существующей тенденции к торговой дискриминации эти правила представляют значительный интерес. Они призваны ограничить произвол государств в торговой политике и предотвратить превращение национальных правил о происхождении товаров в протекционистский барьер.

Соглашения о предупредительных мерах имели существенное значение для достижения согласия между государствами. Они предусматривают возможность для договаривающихся сторон временно приостанавливать или вносить изменения в обязательства, включая тарифные уступки, если национальная промышленность серьезно страдает или может пострадать от непредвиденного роста импорта. Соответствующие меры применяются недискриминационно и ограничены уровнем, необходимым для предотвращения или восстановления серьезного ущерба. Эти меры ограничены сроком не более четырех лет. В таких случаях страны-экспортеры не могут применять контрмеры в течение трех лет.

Антидемпинговые меры предусмотрены в целях защиты национальной промышленности от более могущественного иностранного конкурента, а также от недобросовестной торговой политики иностранных компаний и правительств. Договаривающиеся стороны вправе принимать антидемпинговые или балансирующие пошлины, если отрасли национального хозяйства причинен или может быть причинен ущерб демпингом или субсидируемым экспортом. Это относится и к случаю, когда создается угроза становлению определенной отрасли промышленности.

В целом антидемпинговые соглашения направлены на лечение скорее симптомов, чем самой болезни. Во внимание принимаются интересы конкурирующих компаний, а не потребителей.

Ограничение субсидий касается мер противодействия субсидируемому экспорту. Проводится различие между вредными и невредными субсидиями. Применение контрмер допустимо лишь в отношении первых. Субсидии, способные причинить серьезный ущерб интересам договаривающейся стороны, могут быть обжалованы в ВТО. Это предполагается, например, если они превышают 5% стоимости продукта. В таком случае субсидирующая сторона должна доказать, что субсидии не причиняют серьезного ущерба стороне, подавшей жалобу. Не могут быть обжалованы субсидии на промышленные исследования и развитие, субсидии неблагоприятным регионам, некоторые субсидии на улучшение окружающей среды. Особые правила применяются к развивающимся странам. В целом же правила о субсидиях в значительной степени отражают интересы промышленных стран.

Технические барьеры в торговле нередко представляют серьезное препятствие для развития экономических связей. Имеются в виду многочисленные и разнообразные правила ввоза и вывоза, стандарты производства, санитарии, испытаний и др. Соглашения о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах призваны ограничить вред, причиняемый обмену. Государства обязаны развивать свое право на основе международных стандартов. Это имеет целью интернационализацию правового регулирования, упрощение условий торговых контрактов и решение вытекающих из них споров. Центральные информационные бюро в государствах-членах осуществляют обмен соответствующей информацией и доводят до сведения правотворческих органов кодекс добросовестной практики.

Дополнительно к стандартам качества продукции установлены нормы, относящиеся к процессу производства, например о применении гормонов или о гигиене на бойнях. Это делается впервые и имеет серьезное значение для здоровья людей. Как известно, даже в рамках ЕС возникали острые конфликты по этому поводу. Вспомним хотя бы историю с английской говядиной, которая оказалась опасной для здоровья людей.

Регулирование торговли услугами приобретает растущее значение. В общем объеме внешней торговли США торговля услугами составляет около 30% и превышает 1 млрд долл. Объем этой торговли мог бы быть еще больше, если бы она не сдерживалась многочисленными национальными актами. Потому международное урегулирование способно дать ощутимые плоды. Однако пока результаты более чем скромные. Предусмотренная вначале некоторая либерализация не была принята из-за оппозиции США и ЕС, т.е. основных экспортеров услуг. Поэтому соответствующее соглашение создает лишь основу для дальнейших переговоров. Пока же возникающие вопросы решаются путем взаимных уступок на основе режима наибольшего благоприятствования. Общее регулирование сводится к запрещению дискриминации иностранных услуг и тех, кто их представляет. Тем не менее различное отношение к услугам допускается, если оно не является результатом конкуренции. Весьма общие формулировки соглашения и многочисленные исключения из правил создают условия для довольно свободного толкования обязательств.

Право интеллектуальной собственности — новое направление в деятельности ВТО. В рамках ГАТТ этим не занимались. Как известно, существуют специальные конвенции о защите прав на интеллектуальную собственность: Парижская конвенция о защите промышленной собственности, Бернская конвенция о защите произведений литературы и искусства, Римская конвенция о защите исполнителей, производителей фонограмм и радиотрансляционных организаций, Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей. Десятки лет существует Всемирная организация интеллектуальной собственности, призванная защищать интеллектуальную собственность во всем мире путем организации сотрудничества государств.

Соглашение об относящихся к торговле аспектах интеллектуальной собственности идет гораздо дальше, чем все предшествующие конвенции. Установлены более высокие стандарты защиты в отношении большинства прав интеллектуальной собственности. Важно, что участники обязались принять необходимые международные меры и меры на границе для реализации установленных стандартов.

Промышленно развитым странам был установлен переходный период до 1996 г. с тем, чтобы они привели свое законодательство в соответствие установленным требованиям. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой (бывшим социалистическим) соответствующий период был продлен до 2000 г.

Недостаточные стандарты защиты интеллектуальной собственности имеют отрицательные последствия прежде всего для потребителя. Торговля товарами-подделками опасна для здоровья, снижает жизненный уровень. Низкие стандарты защиты отрицательно сказываются на международном разделении труда и на передаче технологии, подрывают соревнование за повышение качества, снижают стимулы для капиталовложений в исследования. Таким образом, речь идет о серьезном препятствии на пути научно-технического прогресса.
Однако у проблемы есть и другая сторона. Повышение стандартов защиты интеллектуальной собственности выгодно в первую очередь развитым странам. Что же касается развивающихся, то им придется платить больше. В определенной мере это может быть компенсировано расширением передачи технологии.

Важное значение имеет договорное урегулирование вопросов конкуренции на мировом рынке. Этому ВТО придает приоритетное значение. Будущее этой организации в немалой мере зависит от ее взаимодействия с такими учреждениями, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Значительные полномочия этих учреждений могут быть использованы ВТО для решения своих задач.

Даже самое общее описание основных сфер деятельности ВТО дает представление о сложности стоящих перед ней задач и значении их решения для мировой экономики. Учреждение ВТО — важный шаг в совершенствовании механизма регулирования столь важной и сложной сферы международных отношений, как отношения экономические. Будущее ВТО небезоблачно. Ощутимы трудности развивающихся стран. Предусмотрено снижение таможенных сборов, которые составляют значительную долю в их бюджете и в определенной мере ограждают их слабую экономику от иностранной конкуренции.

Многое зависит от того, смогут ли экономически сильные государства осознать, что международная торговая система выигрывает от соблюдения международных норм и эффективного разрешения споров. Пожалуй, наиболее сложная задача состоит в том, чтобы достичь осознания правительствами того, что национальным интересам отвечает политика процветания национального хозяйства на базе подъема мировой экономики в целом, не говоря уже о значении такой политики для упрочения всеобщего мира.

Таковы основные черты ВТО. Они свидетельствуют о больших возможностях Организации, деятельность которой затрагивает интересы любой страны. Россия изъявила желание вступить в ВТО и ведет с ней соответствующие переговоры.

ВТО является основной, но не единственной международной организацией в сфере международной торговли. В 1964 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) как автономный орган с ориентацией на интересы развивающихся стран. Ее основные функции — содействие международной торговле в целях ускорения экономического развития; формулирование соответствующих принципов и правил; подготовка многосторонних торговых соглашений; быть центром координации экономического сотрудничества. ЮНКТАД внесла свой вклад в развитие международного торгового права. Была подготовлена Конвенция о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, в 1965 г.1 ЮНКТАД участвовала в разработке соглашений по торговле сырьевыми товарами (пшеница, сахар, олово, оливковое масло, какао-бобы, джут, каучук). В 1988 г. было принято Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами.

Вопросами, связанными с международной торговлей, занимаются многие экономические организации. Важное место эти вопросы занимают в деятельности Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Ее главная задача в рассматриваемой области — обеспечение стабильности цен на мировом нефтяном рынке, предотвращение их колебаний. В этих целях ОПЕК координирует нефтяную политику государств-членов, которыми являются Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Несмотря на противоречия между ее членами, ОПЕК в целом оказывает существенное влияние на международную торговлю нефтью.

Изучение деятельности международных торговых организаций показывает, что при их помощи создаются целые комплексы норм, регулирующих торговые связи. Нередко их соответственно и называют, например «право ВТО». Помимо правовых норм договорного происхождения эти комплексы включают и неправовые нормы, создаваемые резолюциями организаций. Оба вида норм взаимодействуют, дополняя друг друга. Такого рода нормативные комплексы занимают все более важное положение в общей системе международных норм, регулирующих торговые связи. Без учета этого обстоятельства представление о международном торговом праве будет весьма приблизительным. Характерная черта этого права состоит в тесном взаимодействии с иными нормами, регулирующими международные торговые связи. Нередко юристы объединяют все эти нормы единым понятием «право международной торговли». Сюда включают международные и национальные правовые нормы, резолюции международных органов и организаций, судебные решения, торговые обычаи и обыкновения.

Источник: 
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — 544 с. — (Серия «Библиотека студента»). — ISBN 5-466-00104-X (в пер.).