Мировая торговля. Внешнеторговая политика

Мировая торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров.

Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Развитие международной торговли:

  1. позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы;
  2. расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым;
  3. обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
  4. расширяет производственные возможности стран (происходит сдвиг кривой производственных возможностей вправо);
  5.  ведет к углублению специализации производства, повышению на этой основе эффективности использования ресурсов и увеличению объема производства.

Мировая торговля формируется на базе внешней торговли, осуществляемой разными странами.

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами, и регулируется государством. С этой целью используются таможенные тарифы, лицензирование и другие тарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения о платежах, а также кредитные и иные договоренности.

Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней.

  1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
  2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.
  3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.
  4. Большее число покупателей и большее число конкурентов.

Состояние внешней торговли страны и уровень ее развития зависят от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

  1.  обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в т.ч. и такими, как информация, технология;
  2. емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;
  3. уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;
  4. стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

На стабильный и постоянный рост международной торговли влияют:

  1. углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
  2.  НТР, способствующая созданию новых отраслей экономики и ускоряющая реконструкцию старых;
  3. активная деятельность транснациональных компаний на мировом рынке;
  4.  либерализация международной торговли;
  5. развитие процессов торгово-экономической интеграции, устранение межгосударственных барьеров, формирование зон свободной торговли и др.

Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма.

Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами (рис. 19.2).


Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.

Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара или в виде процента к цене товара.

Таможенные пошлины могут быть:

  1. дифференциальными, назначающими разные ставит на одинаковые товары;
  2.  преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;
  3. покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок.

Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли.широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем:

  1.  квотирования экспорта-импорта—установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;
  2. введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
  3.  лицензирования—требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;
  4. добровольного ограничения экспорта—принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;
  5. введения технических и санитарных стандартов;
  6.  налогообложения импортной продукции;
  7.  выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.
Темы: Торговля, Международные отношения
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Международные торговые организации
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Понятие международного уголовного права
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Международные отношения в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Теории международной торговли
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Типы и структуры международных систем
Цыганков П.А., Международные отношения: Учебное пособие. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с....
Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Международно-правовая концепция России
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Оставить комментарий