Экономические учения меркантилистов А. Смита, Д. Рикардо

Основной формой международных экономических отношений является международная торговля, которая включает в себя торговлю не только вещественными товарами, но и различными услугами (транспортными, финансовыми, туристическими и др.). Государства и государственные образования, империи и княжества с давних времен были связаны между собой торговыми связями. Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков издавна. Естественно, возникали различные теории, объяснявшие с позиции соответствующего временного периода причины развития внешнеторговых отношений, причины взаимодействия экономических субъектов, связей национальных экономик.

Мы затронем некоторые теоретические взгляды ученых-экономистов, в разные периоды развития пытавшихся объяснить суть международной торговли. При этом основной упор будем делать не столько на демонстрации и объяснении той или иной теории, что уже достаточно широко представлено во многих учебниках и учебных пособиях, сколько на тех положениях, которые отражают именно масштабность связи национальных экономик.

Считается, что первая попытка определить смысл внешней торговли, ее влияние на национальную экономику была предпринята в учении меркантилистов, на ранней стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений. Ранний меркантилизм был основан на стремлении к увеличению денежного богатства страны. Запрещался вывоз денег, золота, драгоценных металлов за границу. Все вырученные деньги иностранные предприниматели должны были истратить на покупки в данной стране. Другими словами, требовалось продавать на внешнем рынке как можно больше, а покупать как можно меньше.

Так называемый поздний меркантилизм отождествляется с процессами, наблюдавшимися со второй половины XVI в. — до середины XVIII в. Представители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что богатство, умножение золотых запасов государства достигается наличием избытка товаров, которые должны быть поставлены на внешний рынок и превратиться в деньги. Источником избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, что обеспечивалось главным образом двумя способами:

  • стремлением вывезти из страны готовые изделия, так как они стоили дороже, чем сырье, запретом на вывоз предметов роскоши;
  • использованием посреднической торговли по принципу «можно вывозить за рубеж деньги, купить товар в какой-то стране дешевле и продать в другой дороже».

Для обеспечения активного торгового баланса государство устанавливало импортные таможенные пошлины и поощряло своих экспортеров.

Конечно, такие меры сегодня оценили бы как проявление чистого протекционизма, внедрение экспортного субсидирования и т.д. Но мы должны сказать, что меркантилистский подход особенно активно проповедовался в Западной Европе. Торговцы и государство уже в то время активно поддерживали друг друга, создавалась культура внешней торговли. Сейчас, в период становления рыночных отношений в России, в период становления российской внешней торговли «нового типа», мы говорим о необходимости экспортировать готовую продукцию, что гораздо выгоднее, чем сырье. А ведь западноевропейские страны ставили и решали подобные задачи еще в XVI в.

В процессе перехода стран к крупному машинному производству объективно возник вопрос о рациональности международной торговли. Машинное производство объективно способствовало созданию значительных объемов товаров, которые насыщали внутренний рынок и «требовали» выхода на внешние рынки. Острее встали вопросы специализации производства в той или иной стране.

А. Смит, а затем Д. Рикардо, Дж.С. Милль исходили из определяющего значения сферы производства, которое создает богатство народов, обеспечивая им приобретение доступных товаров и услуг. Смит, критикуя меркантилизм, предположил, что государству может быть выгодна не только продажа товаров, но и их покупка за рубежом. И он попытался сформулировать принципы определения выгод от экспорта или импорта тех или иных товаров, определить, какие именно товары выгодно покупать или продавать на внешнем рынке. Такой подход получил название теории абсолютных преимуществ.

Мы не будем подробно освещать данную теорию, поскольку она вполне детально освещается в других курсах экономической науки, не говоря о давно переведенном на русский язык оригинале, но, тем не менее, отмстим следующее. Согласно Смиту, принцип свободы торговли позволяет стране сосредоточить свои усилия на производстве тех товаров, которые она может сделать дешевле и лучше. В результате складывается международное разделение труда, означающее рост товарообмена, международной торговли, что приносит выгоду участникам сделки. Преимущества определяются разницей в абсолютных затратах на производство (численность работников на производство единицы товара) в конкретных странах. Он указывает, что вино в Португалии дешевле, чем в Англии, а там, в свою очередь, сукно дешевле, чем в Португалии. Происходит торговля этими товарами, что приносит выгоду обеим странам. Вот и влияние международной торговли на национальную экономику!

Д. Рикардо пошел дальше, Он сформулировал закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (т.е. как и у Смита), и товаров с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть выше, чем в другой стране. Каждая страна может получить выигрыш от экспортно-импортной специализации в результате приложения трудовых ресурсов в менее емком производстве. У Рикардо имеются свои ресурсы для допусков: внутренняя мобильность труда, различные транспортные издержки, изменения издержек при внедрении новых технологий и т.д. Свободная торговля, по Рикардо, ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска товаров по всему миру, росту потребления в каждой стране.

Теория Рикардо вполне верна и для товарноденежного обмена в условиях свободы торговли, хотя не исключается и государственное вмешательство под флагом создания большего благоприятствования для своей страны.

Ключевые слова: Торговля
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Выбор торгового посредника
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Оптовая торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Процедура прохождения регистрации товарных знаков, торговых марок
...
Розничная торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Торговый процесс продажи товаров
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) -...
Организация фьючерсной торговли
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Сущность торгового капитала
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Внешняя торговля России и проблемы ее развития в 90е годы
Липсиц И.В., Экономика
Оставить комментарий