Теории международной торговли

Вопросы эффективности внешней торговли относятся к числу фундаментальных проблем экономической теории, над которыми экономическая мысль работает на протяжении трех последних столетий. Развитие внешней торговли находит отражение в эволюции теорий, моделей, концепций, объясняющих движущие силы этого процесса.

Первую попытку создания теории международной торговли, объединяющую торговые отношения с внутриэкономическим развитием, предприняли меркантилисты. Теория меркантилизма базировалась на идее о том, что богатство страны зависит от количества золота и серебра. В связи с этим меркантилисты считали, что в области внешней торговли необходимо поддерживать активный торговый баланс и осуществлять государственное регулирование внешнеторговой деятельности с целью увеличения экспорта и сокращения импорта.

Меркантилистские теории международной торговли породили направление экономической политики, намного пережившее ее и сохраняющее актуальность и сегодня — протекционизм. Политика протекционизма заключается в активной защите государством интересов отечественной экономики, как они понимаются тем или иным правительством.

В результате проведения меркантилистской политики, использующей инструменты протекционизма, были созданы сложные системы таможенных пошлин, налогов, барьеров, которые шли вразрез с потребностями нарождающейся капиталистической экономики. Более того, статичная теория меркантилизма строилась на принципе обогащения одной страны за счет снижения благосостояния других наций.

Следующий этап развития теории международной торговли связан с именем А. Смита — создателя теории абсолютных преимуществ. А. Смит считал, что задачей правительства является не регулирование сферы обращения, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда с учетом поддержки режима свободной торговли. Суть теории абсолютных преимуществ в том, что международная торговля выгодна в случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая производит с меньшими издержками.

Теория абсолютных преимуществ составляет лишь часть общеэкономического учения А. Смита — идеолога экономического либерализма. Из этого учения вытекает политика свободы торговли, противостоящая протекционизму.

Сильную сторону теории абсолютных преимуществ современные экономисты видят в том, что она показывает явные преимущества разделения труда не только на уровне нации, но и на международном. Слабая сторона данной теории: она не объясняет, почему страны торгуют даже при отсутствии абсолютных преимуществ.

Ответ на этот вопрос был найден другим английским экономистом Д. Рикардо, открывшим закон сравнительных преимуществ, который гласит: основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительная разница в издержках производства товаров независимо от абсолютных величин.

О роли и значимости закона сравнительных преимуществ говорит тот факт, что на протяжении многих десятилетий он оставался преобладающим в объяснении эффективности внешнеторгового оборота и оказывал сильнейшее воздействие на всю экономическую науку.

Однако Д. Рикардо оставил без ответа вопрос о происхождении сравнительных преимуществ, которые образуют необходимые предпосылки для развития международной торговли. Кроме того, к ограничителям данного закона относят те допущения, которые были введены ее создателем: учитывался один фактор производства — труд, издержки производства считались постоянными, фактор производства был мобилен внутри страны и иммобилен за ее пределами, отсутствовали транспортные издержки.

В течение XIX в. трудовая теория стоимости (созданная Д. Рикардо и развитая К. Марксом) постепенно теряла свою популярность, сталкиваясь с конкуренцией других учений; одновременно происходили большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговле, вызванные снижением роли естественно-природных различий и возрастанием значимости промышленного производства. В качестве ответа на вызов времени экономистами-неоклассиками Э. Хекшером и Б. Олином была создана теория факторов производства: математические расчеты по ней приведены П. Сэмюэлсоном. Данная теория может быть представлена двумя взаимосвязанными теоремами.

Первая из них, объясняя структуру международного товарооборота, не только признает, что торговля основывается на сравнительных преимуществах, но и выводит причину сравнительных преимуществ из различия наделенности факторами производства.

Вторая — теорема выравнивания цен на факторы производства Хекшера—Олина—Сэмюэлсона — затрагивает эффект воздействия международной торговли на факториальные цены. Суть данной теоремы втом, что экономика будет относительно более эффективной, производя товары, в изготовлении которых более интенсивно используются факторы, в изобилии имеющиеся в данной стране.

Ограниченность теории обусловлена множеством допущений. Предполагалось, что отдача от масштаба постоянна, факторы мобильны внутри страны и иммобильны за ее пределами, конкуренция совершенная, отсутствуют транспортные издержки, тарифы и другие препятствия.

Можно отметить, что в области анализа внешней торговли вплоть до середины XX в. экономическая мысль концентрировалась более на изучении предложения товаров и факторов производства и не уделяла должного внимания спросу в связи с акцентом на рассмотрение снижения уровня издержек производства.

Теория сравнительных преимуществ стала отправной точкой не только для развития теории факторов производства, но и для двух других направлений, специфика которых определена тем, что они уделяют внимание не только предложению, но и спросу.

В данном контексте первое направление связано с теорией взаимного спроса, созданной последователем Д. Рикардо Дж.Ст. Миллем, который вывел закон интернациональной стоимости, показав, при какой цене осуществляется обмен товарами между странами: чем больше внешний сирое на товары данной страны и чем меньше капитала используется для производства экспортных товаров, тем более благоприятны для страны будут условия торговли. Дальнейшее развитие данной теории получено в модели общего равновесия, созданной А. Маршаллом и Ф. Эджуортом.

Закон Д. Рикардо обусловил также развитие теории альтернативных издержек. Предпосылкой для ее создания стало то, что факты экономической жизни вступали в противоречие с трудовой теорией стоимости.

К тому же издержки замещения являются не постоянными, как в теории сравнительных преимуществ, а растущими согласно закономерности, известной из общей экономической теории, и в соответствии с экономическими реальностями.

Основы теории альтернативных издержек были заложены Г. Хэберлером и Ф. Эджуортом.

Эта теория исходила из того, что:

  • кривые производственных возможностей (или кривые трансформации) имеют отрицательный наклон и показывают, что реально существующее соотношение выпуска разн ых товаров у каждой страны различно, что и побуждает их к торговле друг с другом;
  • если кривые совпадают, то торговля основывается на различиях во вкусах и предпочтениях;
  • предложение определяется кривой предельного уровня трансформации, а спрос — кривой предельного уровня замещения;
  • равновесная цена, по которой ведется торговля, определяется соотношением относительного мирового спроса и предложения.

Таким образом, сравнительные преимущества доказаны исходя не только из трудовой теории стоимости, но и из теории альтернативных издержек. Последняя показала, что не происходит полной специализации страны в области внешней торговли, так как после достижения равновесной цены во взаимной торговле дальнейшая специализация каждой из стран теряет экономический смысл.

Несмотря на фундаментальность и представленные доказательства, рассмотренные теории постоянно подвергались тестированию, осуществляемому на базе различных эмпирических данных. Первое исследование теории сравнительных преимуществ было проведено в начале 1950-х годов Мак-Дугаллом, который подтвердил закон сравнительных преимуществ и показал наличие положительной зависимости между уравнением производительности труда в отдельных отраслях и удельным весом их продукции в совокупном экспорте. В условиях глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей базовые теории не всегда могут объяснить существующую многовариантность международного товарообмена. В связи с этим продолжается активный поиск новых теорий, дающих ответы на различные вопросы международной торговой практики. Указанные исследования можно разделить на две большие группы. Первая, используя неофакторный подход, строится на утверждении, что традиционные теории требуют уточнения в частностях, касающихся количества факторов производства и их качества.

В рамках этого направления разработаны и предложены следующие модели, гипотезы и концепции.

  1. Исследование, выполненное В. Леонтьевым в 1956 г., послужило основой для возникновения модели квалифицированной рабочей силы, разработанной Д. Кисингом, который доказал, что в производстве используются не два, а три фактора: квалифицированная, неквалифицированная рабочая сила и капитал. В связи с этим удельные затраты на производство экспортных товаров рассчитываются на каждую из групп отдельно.
  2. Теория специфических факторов производства П. Сэмюэлсона показала, что в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые в свою очередь возникают в силу разной степени обеспеченности факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.
  3. Важное место в данном направлении отводится вопросу распределения доходов от международной торговли. Данный вопрос получил свое развитие в теоремах Столпера—Сэмюэлсона, Рыбчинского, Сэмюэлсона — Джонса.
  4. Шведский экономист С. Линдер, создавший теорию пересекающегося спроса, предполагает, что сходство вкусов и предпочтений усиливает внешнюю торговлю, так как страны экспортируют товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Ограничение данной теории обусловлено тем, что она проявляется при равномерном распределении доходов между отдельными группами стран.

Вторая группа исследований, формирующаяся на базе неотехнологического подхода, анализирует ситуации, не охватываемые представленными теориями, отвергает положение о решающем значении различий в факторах или технологиях и требует новых альтернативных моделей и концепций.

В рамках этого направления преимущества страны или фирмы определяются не нацеленностью факторами и не интенсивностью затраченных факторов, а монопольной позицией новатора в технологическом плане. Здесь создан ряд новых моделей, развивающих и обогащающих теорию международной торговли со стороны как спроса, так и предложения.

1. Теория эффекта от масштаба обоснована в трудах П. Кругмана: эффект от масштаба позволяет объяснить торговлю между странами, одинаково наделенными факторами производства, схожими товарами, при условии несовершенной конкуренции. При этом внешний эффект ог масштаба предполагает увеличение количества фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что ведет к совершенной конкуренции. Внутренний эффект от масштаба способствует возникновению несовершенной конкуренции, когда производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены. К тому же особое место уделено анализу крупных фирм — транснациональных компаний (ТНК), в связи с тем что фирма, выпускающая продукцию в наиболее эффективных в плане издержек масштабах, занимает на мировом рынке доминирующее положение, а мировая торговля проявляет тяготение к гигантским международным монополиям.

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольными позициями фирмы (страны) — новатора и предлагает новую стратегию: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим и что больше пока никто выпускать не может. При этом многие экономисты — сторонники данного направления, в отличие от сторонников модели сравнительных преимуществ, считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

2. Модель внутриотраслевой торговли базируется на постулатах теории экономии на масштабе. Внутриотраслевой обмен дает дополнительные выгоды от внешнеторговых связей из-за расширения рынка. В этом случае страна может одновременно сократить число производимых ею товаров, но увеличить число потребляемых. Производя меньший набор благ, страна реализует экономию на масштабе, повышая производительность и снижая издержки. Весомый вклад в развитие теории внесли П. Крутман и Б. Баласса.

Внутриотраслевой обмен связан с теорией подобия, объясняющей перекрестную торговлю сопоставимыми товарами, относящимися к одной отрасли. В связи с этим возрастает роль приобретенных преимуществ, связанных с разработкой и внедрением новых технологий. Согласно теории подобия стран в этой ситуации у развитой страны имеется большая возможность приспосабливать свои товары к рынкам сходных стран.

3. Сторонники динамических моделей в качестве исходных теоретических обоснований используют одновременно рикардовское объяснение международного обмена технологическими различиями и тезисы Й. Шум-Петера об определяющей роли инноваций. Они считают, что страны различаются между собой не только наличием производственных ресурсов, но и уровнем технического развития.

К одной из первых среди динамических моделей можно от нести теорию технологического разрыва М. Познера, считавшего, что в результате появления технологических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами, которые обладают ими и не обладают.

4. Теория жизненного цикла Р. Вернона объясняет специализацию стран на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, где происходит непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития, оформилась и получила подтверждение практикой концепция «летящих гусей» К. Акамацу, согласно которой образуется иерархия международных обменов, соответствующих различным уровням развития групп стран.

В ней рассматриваются связи между двумя группами характеристик;

  • эволюция импорта — отечественное производство — экспорт;
  • переход от потребительских товаров к капиталоемкими от простых промышленных изделий к более сложным.

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме совмещения интересов национальной экономики и крупных фирм — участников международной торговли. Это направление решает проблемы конкурентоспособности на уровне государства и фирмы. Так, М. Портер основными критериями конкурентоспособности называет факторные условия, условия спроса, состояние обслуживающих отраслей, стратегию фирмы в определенной конкурентной ситуации. При этом М. Портер отмечает, что теория сравнительного преимущества применима только к базисным факторам типа неразвитых физических ресурсов и неквалифицированного труда. При наличии развитых факторов (современная инфраструктура, обмен информацией на цифровой основе, высокообразованные кадры, исследования отдельных университетов) данная теория не может в полной мере объяснить специфику внешнеторговой практики.

М. Портер выдвигает также довольно радикальное положение, согласно которому в эпоху транснационализации вообще пе следует говорить о торговле между странами, поскольку торгуют не страны, а фирмы. По-видимому, применительно к нашему времени, когда разные страны в той иди иной степени применяют протекционистские механизмы, когда бренды вроде «made in USA», «итальянская мебель», «белая сборка» и т.п. еще сохраняют привлекательность, такое положение пока преждевременно, хотя явно отражает реальную тенденцию.

5. Дополняет неотехнологический анатиз факторов международного разделения труда концепция И. Б. Крейвиса, который использует понятия эластичности спроса и предложения по цене, измеряющие чувствительность спроса к изменению цен. По мнению Крейвиса, каждая страна импортирует товары, которые она либо не способна производить сама, либо может производить в ограниченных количествах и предложение которых эластично, и в то же время экспортирует товары с высокоэластичным и превосходящим местные потребности производством. В результате внешняя торговля страны определяется сравнительным уровнем эластичности национального и внешнего предложения товаров, а также более высокими темпами технического прогресса в экспортных отраслях.

В заключение отметим, что на современном этапе теории международной торговли уделяют одинаковое внимание как спросу, так и предложению, стремятся объяснить практические вопросы, возникающие в ходе внешнеторговой деятельности между странами, видоизменяя систему международной торговли, и формируются на основе критерия уточнения факторов и их количества, а также монопольного положения новатора в технологическом плане.

Углубление процессов глобализации в мирохозяйственных связях подтверждает жизнеспособность всех теорий, а практика — необходимость их постоянной модификации.

Ключевые слова: Торговля
Источник: Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Материалы по теме
Маркетинг в розничной торговле
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Выбор торгового посредника
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Оптовая торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Процедура прохождения регистрации товарных знаков, торговых марок
...
Розничная торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Торговый процесс продажи товаров
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) -...
Организация фьючерсной торговли
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Сущность торгового капитала
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Оставить комментарий