Понятие и типы международных конфликтов

Проблема международных конфликтов является центральной проблемой теории международных отношений. И это вполне оправданно, поскольку любое вооруженное столкновение представляет собой серьезную угрозу миру и международной безопасности. Урегулировать такой конфликт — значит восстановить равновесие в системе международных отношений, возможно, на качественно иной основе. Вместе с тем вооруженные конфликты есть лишь крайняя форма политического конфликта, его высшая стадия, истоки которой следует искать во внутренней политике государства, в специфике его взаимоотношений с внешней (международной) средой. Отсюда исследование причин международных конфликтов, их форм, типов, динамики, но в особенности, способов их урегулирования, имеет не только большое теоретическое, но и практически-политическое значение.

Международный конфликт - это непосредственное или косвенное столкновение интересов двух либо нескольких сторон (государств, групп государств, народов, политических движений) на основе существующих между ними противоречий объективного и субъективного характера. По своему происхождению эти противоречия и порожденные ими проблемы в отношениях между государствами могут быть территориальными, национальными, религиозными, экономическими, военно-стратегическими, научно-техническими и т. д. Но в целом конфликт всегда принимает политическую форму, поскольку эти противоречия осознаются и разрешаются государствами через механизм формирования и осуществления внешней политики.

Природа международных конфликтов всегда трактовалась по-разному. Представители так называемого реалистического направления политической мысли (Фукидид, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Г. Гегель, Г. Моргентау) считали конфликгы имманентно присущим и принципиально неустранимым атрибутом международных отношений, главными субъектами в которых выступают национальные государства. Традиции классического реализма в современных условиях продолжает неореализм как одно из направлений теории международных отношений.

Другой - либеральный подход допускает возможность мирного урегулирования международных конфликтов на основе моральных и правовых норм. Яркими примерами подобного подхода был проект Договора о вечном мире, предложенный в свое время великим философом И. Кантом, а также план перестройки международных отношений на основе создания обьединяющей все государства мира универсальной международной организации Д. Бентама. В настоящее время либеральную традицию в той или иной степени продолжает неолиберализм — одна из главных научных школ в современной теории международных отношений. По мнению неолибералов, сложность и многообразие проблем и конфликтов современного мира, урегулирование которых на уровне отдельных национальных государств невозможно, требуют передачи части государственных функций и полномочий иным акторам международных отношений - наднациональным институтам либо транснациональным компаниям и неправительственным организациям как зародышам мирового гражданского общества.

Свой взгляд на перспекгивы мировой политики и характер конфликтов в XXI веке высказывают и сторонники неомарксизма. Так, И. Валлерстайн считает, что причиной всех противоречий и конфликтов остается глобальная капиталистическая “мир - система”, постольку присущие ей противоречия порождали и будут порождать конфликгы и в центре самой мир - системы, и на ее периферии, и в “третьем мире”. При этом конфликтогенными будут не только международные отношения, но и внутренние социально-экономические и социально-политические процессы, причем не только в богатых, но и в бедных странах2. Другой известный политолог С. Хантингтон полагает, что главными конфликтами в новом XXI веке будут столкновения между цивилизациями как политикокультурными общностями, имеющими существенные различия в своих ценностных основаниях. В первую очередь это относится к западной и исламской цивилизациям.

При всем их разнообразии международные конфликты можно определенным образом типологизировать. Одним из возможных критериев такой типологии может служить определение субъектов международных конфликтов. Главными субъектами долгое время были, да и сейчас еще остаются, национальные государства. Однако возможны ситуации, когда одним из субъектов конфликта является государство, а другим - национально-освободительное движение или иная сепаратистская группировка. Государство может также выступать в качестве третьей стороны во внутреннем конфликте на территории другого государства. Так или иначе, но осуществить первичную классификацию международных конфликтов далеко не просто. Тем не менее, укажем основные их типы.

Межгосударственный конфликт. Он органичен, естественен и традиционен для системы международных отношений, поскольку эта система по самой своей природе является в первую очередь межгосударственной. Издавна повелось, что только государства и их представители обладают правом обращения к войне, осуществляют признание и защиту в войне. Такой подход подтверждается и Уставом ООН (пункт 4 статьи 2). Поэтому с межгосударственным конфликтом связывается, прежде всего, такое понятие, как “агрессия”, что означает “применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства” (определение, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году).

Определение агрессии (статья 3) относит к актам агрессии такие, в частности, межгосударственные действия, как:

  • любая военная оккупация, вторжение, любая аннексия (захват) с применением силы территории другого государства;
  • бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия государством против другого государства;
  • блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;
  • нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства и т. д.

Если действия одного государства в международном конфликте классифицируются как агрессия, то ответные действия другого или других государств оцениваются в качестве самообороны или международных санкций. Так, в международном праве действует принцип взаимности.

Национально-освободительные войны. Это особая категория международных конфликтов, которые имели широкое распространение после Второй мировой войны, когда наблюдался массовый подъем освободительной борьбы против колониализма. Раньше эти конфликты рассматривались как внутренние столкновения, однако согласно Дополнительному протоколу № 1 к Женевским конвенциям 1949 года борьба народов против колониального и расистского господства и оккупации, за осуществление права на самоопределение, является международными вооруженными конфликтами.

Внутренние интернационализированные конфликты (“смешанные войны”) - особый вид международного конфликта, появившийся в послевоенный период (после Второй мировой войны). Они, как правило, начинались гражданскими войнами, а потом перерастали в смешанные конфликты или интернационализировались путем прямого или косвенного вмешательства третьих сторон, чаще всего сверхдержав.

Этот третий тип международного конфликта особенно сложен, так как международное право запрещает так называемое “подрывное вмешательство” во внутренние дела суверенного государства. Иными словами, никакая помощь повстанцам в той или иной форме не разрешается, кроме гуманитарной. Что же касается помощи правительству, против которого поднят мятеж, то международным правом разрешается помощь законному правительству деньгами и оружием, но запрещается посылка войск для помощи властям, за исключением случаев противодействия подрывной деятельности.

Наряду с вышеизложенными подходами к типологии международных конфликтов, возможны и иные их классификации. В частности, можно говорить о симметричных и асимметричных конфликтах. Первые, то есть симметричные конфликты характеризуются примерным равенством сил вовлеченных в них сторон. Вторые, то есть асимметричные конфликты, - это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон. Такая классификация имеет не только теоретическую, но и практически-политическую ценность. Если конфликт перейдет в стадию вооруженной борьбы, то от соотношения потенциалов сторон, принимающих участие в конфликте, будет зависеть его продолжительность и конечный результат.

Международные конфликты можно классифицировать также с помощью известного подхода А. Рапопорта (“игра — война — дебаты”), а также теории игр, выделяющей конфликты с нулевой и с ненулевой суммой. Кроме того, необходимо учитывать пространственно-географический фактор, то есть уровень охвата конфликтом системы международных отношений. Отсюда - глобальные международные конфликты, не имеющие пространственных границ (например, Первая и Вторая мировые войны) и регионально-локальные конфликты, затрагивающие международные отношения в пределах одного политико-географического региона либо на субрегиональном или местном уровне.

Разумеется, эти типы международных конфликтов являются их зрелыми формами, которым могут предшествовать и более мирные формы международных конфликтов, такие, например, как международный спор, в котором столкновения сторон осуществляется средствами дипломатии (например, дипломатический демарш, отзыв послов для консультаций, разрыв дипломатических отношений).

За международным спором, в котором одно государство предъявляет претензии другому государству, а последнее отвергает эти претензии или принимает их частично, может последовать угроза, то есть промежуточная (предвоенная стадия) международного конфликта. Угроза может быть определена как действие, которое создает условное ожидание ущерба, условное по отношению к выполнению (или, возможно, невыполнению) другого действия (К. Боулдинг). Поэтому угроза силой - это не только объявление о намерении применить силу, но и сами действия, свидетельствующие о реальности такого намерения (например, мобилизация войск, создание вооружений и т. д.).

И, наконец, военная стадия конфликта (война) выражается в обращении хотя бы одного государства к силе, то есть в выборе этим государством в качестве способа поведения в конфликте тех или иных форм насильственного воздействия на другое государство.

Таким образом, наилучшие возможности для урегулирования или разрешения конфликта представляются сторонам либо на мирной стадии с помощью средств правового или политического характера, либо на военной стадии, когда борьба завершается победой одной из сторон, либо по окончании послевоенного этапа, в результате которого закрепляется преобладание одной из сторон. Если же послевоенный этап не увенчался решением, может наступить новый цикл функционирования конфликта - его возвращение в любую стадию развития.

Темы: Политический процесс, Международные отношения, Конфликт
Источник: Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный университет. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009
Материалы по теме
Особенности международных конфликтов на рубеже XX-XXI веков
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Способы урегулирования международных конфликтов
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Понятие и признаки политического конфликта
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Основные концепции политических конфликтов
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Типы политических конфликтов
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Политическая институционализация как условие урегулирования конфликта
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Компромисс и консенсус как методы урегулирования политических конфликтов
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Понятие и основные тенденции мирового политического процесса
Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный...
Оставить комментарий