Толерантность в обществе

Толерантность (терпимость) — одна из основополагающих ценностей общественной морали. В качестве таковой она складывается постепенно — в ответ на запрос общественной практики. В XVI-XVII вв. в Западной Европе это был запрос на сдержанность в отношениях между представителями различных христианских конфессий — католичества и протестантизма в его разных вариантах. Поначалу требование толерантности формулируется относительно вопросов веры — как требование веротерпимости. Признание веротерпимости в качестве добродетели и даже моральной обязанности было результатом мировоззренческого компромисса между представителями различных христианских конфессий и отказа от религиозного фанатизма.

Важно отметить, что принцип толерантности утверждался представителями обеих сторон в религиозном противостоянии — как сторонниками протестантизма, так и сторонниками традиционного католичества. Эразм Роттердамский и Мартин Лютер в полемике друг с другом приходят к пониманию необходимости веротерпимости. Ради общественного согласия предлагалось забыть о конфессиональном соперничестве, догматических разногласиях и помнить об общей основе христианской моральной доктрины, выраженной в любви к ближнему.

Одновременно с формулированием принципа толерантности возникает и понимание необходимости разграничения сфер влияния государства и церкви. Толерантность осознается как средство утверждения социальной стабильности, как путь к утверждению и сохранению сильного централизованного государства. В процессе становления абсолютистских государств в Европе этот принцип регулировал отношения между абсолютной политической властью и церковью.

«Послание о веротерпимости» Джона Локка было издано в 1689 г. (спустя два-три года после его написания). Поводом к написанию «Послания» послужили ожесточенные гонения протестантов во Франции при Людовике XIV и опасения Локка, что Яков II намеревался начать преследования инакомыслящих в Англии. В «Послании» Локк обсуждает животрепещущие вопросы взаимоотношений церкви и государства и отношения к еретикам и иноверцам.

Исходная в этическом, этико-политическом плане мысль Локка заключается в том, что никто не вправе навязывать кому-либо свои взгляды силой.

В первую очередь это касается религиозных взглядов. Именно толерантность в религиозных вопросах отвечает учению Евангелия, а также очевидным требованиям разума. Тем более недопустимо оправдывать жестокие преследования инакомыслящих заботой о государстве и соблюдении законов.

В связи с этим для Локка оказывается важным провести различие между государственными и религиозными вопросами и определить границу между государством и церковью, а также, что существенно, показать независимость церкви от государства и государства от церкви.

Толерантность утверждается Локком в качестве одного из принципов должным образом организованного общества, но она не может быть безграничной. Общество должно быть нетерпимым к любым формам социальной деструкции1.

Этико-правовые идеи, высказанные Локком в «Послании», получили развитие в его политических произведениях, определивших положение Локка в истории политической мысли как одного из основоположников либерализма.

С развитием либерализма принцип толерантности переосмысливается как принцип, который регулирует отношения между разными людьми по поводу любых предметов. Толерантность призвана сдержать негативные эмоции, рождаемые из страха, тревоги, инстинктивной брезгливости при встрече с незнакомым, иным, чужим, когда не может быть речи об уважении и тем более любви. Толерантность — это принцип, который гарантирует легитимность и моральную оправданность индивидуальных различий, связанных с материальным положением, социальным происхождением, образованием, культурой.

Эпоха Просвещения провозгласила свободу совести и слова как важные принципы политико-правового устройства общества. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие толерантности прочно вошло в политический лексикон. В XIX в. толерантность — это выражение внешней и внутренней свободы, способности человека к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. В ХХ в., особенно благодаря мощным движениям за гражданское равноправие, принцип толерантности переосмысливается в отношении к расовым и этническим отличиям.

Как гражданская добродетель, как ценность общественной жизни толерантность внедряется посредством различных форм общественного воспитания. Однако само по себе воспитание не может гарантировать осуществленность этой ценности в самоопределении личности, в обычных действиях обычных людей. Чтобы проявиться в отношении человека к другому человеку, к другим людям, толерантность должна стать качеством характера. Это качество проявляется в сознательном подавлении в себе чувства неприятия, вызванного «инаковостью», необычностью другого, и в признании права другого на сохранение своей самобытности. Другой — это другой, и как таковой он обладает правом и свободой проявлять себя так, как он желает, при условии, что это не противоречит правам других людей.

С социально-этической точки зрения важной является проблема границ, или пределов, толерантности. Как социально-этический принцип толерантность нигде и никогда не та. Всегда и везде, когда речь идет о толерантности, предполагается, что она имеет строгое ограничение: толерантность распространяется до тех пределов, дальше которых возникает угроза общественному порядку, который гарантирует действенность самого принципа толерантности.

Поэтому наряду с принципом толерантности формируется принцип нулевой толерантности — сознательной и принципиальной нетерпимости к тому, что признано недопустимым. Что недопустимо, каждое сообщество устанавливает по традиции и соглашению. При этом само собой разумеется, что нулевая толерантность в отношении этически недопустимого имеет смысл внутри более общего и фундаментального режима толерантности.

Ключевые слова: Общество, Мораль
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Понятие общественная мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское участие
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Идея ненасилия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Ненасильственное сопротивление
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское неповиновение
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Учение о добродетели Аристотеля
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Типы эгоистов. Нужны ли они обществу
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Психология классов
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий