Ненасильственное сопротивление

Практика движений, основанных на ненасилии, в первую очередь движений, возглавлявшихся Ганди и Кингом, показывает, что эти движения зиждились на мощном духовном фундаменте. Отсутствие духовного фактора ослабляет движение или даже подрывает его. Принятие ненасилия только из соображений эффективности или политической конъюнктуры может обернуться тем, что прагматически ориентированные гражданские активисты примут ненасилие именно как уместное на данном этапе средство борьбы, допуская, что в других условиях задачи борьбы будут таковы, что позволят применение иных эффективных средств, в том числе насильственных.

Известны случаи использования ненасильственных методов протеста и борьбы во имя неправедных целей, ради частно-групповых интересов, когда с помощью приемов, не содержащих физического насилия и его угрозы, совершались преступления против личности, общественного порядка и конституционного строя.

Методы ненасильственного общественного сопротивления лишь тогда утверждают принцип моральной политики, когда они вдохновлены положительными нравственными целями, духовно освящены. Тем не менее следует помнить о тактике и технике ненасильственного действия. Заслуживает внимания, что и Ганди, и Кинг в свое время сделали достаточно много для рационализации пережитого опыта практического ненасилия, рассказав об этом опыте и сформулировав фундаментальные принципы ненасильственных действий.

Анализ различного опыта сопротивления и борьбы с помощью ненасильственных методов показывает, что акции и кампании такого рода нередко недостаточно подготовлены, развиваются спонтанно, предпринимаемые действия слабо структурированы, взаимодействие их участников неэффективно. Проведение ненасильственных акций тем сложнее, чем более массовый характер они носят. При их осуществлении необходимы продуманная стратегия и обоснованная тактика, осуществление которых должно быть обеспечено слаженным взаимодействием участников коллективных действий.

Опыт борьбы, в первую очередь опыт Ганди, который не всегда был удачным, показал необходимость выработки дисциплины ненасильственных акций, особенно если они разворачиваются в кампанию, и строжайшего ее соблюдения в ходе борьбы. В ненасильственных действиях требуется не меньшая дисциплина, чем в любых других коллективных действиях. Это, казалось бы, очевидное требование предполагает специальное проговаривание, поскольку при массовости этой борьбы в нее могут влиться люди разных политических и религиозных убеждений; возможные идейные разногласия не должны отрицательно влиять на исход совместных действий.

Стратегия ненасильственных действий, направленных против внешнего агрессора, путчистов или террористов, т.е. очевидных врагов общества, иная, чем стратегия ненасильственного разрешения конфликтов. В первом случае действия граждан и общественных институтов направлены на сохранение принятой и легитимированой общественной системы. Это действия, ориентированные против врага. Врагом можно манипулировать, на него можно оказывать мощное давление, используя разнообразные организационные, социально-психологические и идеологические средства. С врагом невозможно примирение, необходимо либо его изгнать, либо настолько подорвать его силы, чтобы он не мог представлять угрозу обществу, его институтам и организациям, гражданскому порядку. Общественное сопротивление, направленное, например, против путчистов — сограждан, вставших на путь свержения существующего режима, предполагает действия, предотвращающие реализацию путчистами своих целей, нейтрализацию и блокирование путчистов. Хорошо известны случаи, когда по отношению к путчистам впоследствии не применяют уголовные санкции — их не карают, если признается, что благодаря принятым ограничениям правового или административного порядка их социальное положение настолько изменилось, что они не опасны для общества.

Другое дело гражданские, общественные, этнические конфликты внутри страны или ее отдельного региона, в отдельной местности. Применение методов ненасильственного давления в межэтническом конфликте, т.е. представителями одной из противостоящих сторон против другой, чревато лишь эскалацией конфликта. Ненасилие в такого рода конфликтах должно быть подчинению терпимости, милосердию и великодушию.

Ненасильственное давление может представлять собой эффективное средство воздействия на демократически избранную власть групп населения, по каким-либо причинам недовольных политикой, которую эта власть проводит. В ситуации, когда сама конституционная власть недостаточно сильна и в то же время социальные группы, чьи интересы оказались ущемленными, напористы и безответственны, использование ненасильственных действий, особенно по сильнодействующим рецептам, например проведение крупных акций протеста, массовых кампаний гражданского неповиновения или забастовок, к тому же под руководством безответственных лидеров, может привести к расшатыванию общественного организма.

Ключевые слова: Общество, Мораль
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Понятие общественная мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское участие
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Толерантность в обществе
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Идея ненасилия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское неповиновение
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Учение о добродетели Аристотеля
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Типы эгоистов. Нужны ли они обществу
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Оставить комментарий