Гражданское участие

Требование, согласно которому общее благо должно обеспечиваться справедливо, т.е. с учетом интересов членов общества (индивидуальных граждан, общественных групп, гражданских ассоциаций), наилучшим образом осуществляется при условии широкого и разностороннего участия членов общества в процессах подготовки и принятия социально-политических решений. Это участие возможно как в форме прямого действия — на уровне местного самоуправления, так и через институты гражданского (посредством общественных организаций) и политического (посредством законодательных учреждений) представительства.

Ожидается, что общество и государство создают условия для индивидуального и профессионального развития членов общества и содействия их благополучию. Важнейшей предпосылкой этого является обеспечение национальной (внешней) и общественной (внутренней) безопасности, а также соблюдения и поощрения политических прав и гражданских свобод, определенных документами Международного пакта о правах человека.

Согласно современной социально-этической точке зрения, общее благо может быть реализовано в правовом демократическом* государстве — в обществе, в котором созданы условия для деятельности суверенных, инициативных и самоорганизующихся граждан. Такого рода условия обеспечиваются системой неполитических институтов, к которым следует отнести общественные (гражданские) объединения, средства массовой коммуникации, местные органы самоуправления, независимые университеты, церковь, профсоюзы, различные формы общественной кооперации и др. К ним же можно причислить неформальные самоорганизующиеся движения, инициативы, ассоциации, солидарные сообщества и т.п. Они выполняют важную роль противовеса государственной власти, с одной стороны, и разного рода социальным образованиям частно-группового (корпоративного, кланового и др.) характера — с другой. Эти институты должны быть достаточно сильными, чтобы противостоять любым проявлениям как тирании, так и анархии.

В авторитарном и тем более тоталитарном обществе такие институты существуют номинально и, будучи подконтрольны государственному аппарату, не способны выполнять функцию самоорганизации общества. Авторитарное и в еще большей степени тоталитарное государство не признает правомочной самодеятельной активности граждан. Тоталитарное государство покоится не на самодеятельности граждан, а на покорной лояльности населения.

Однако граждане реализуют свою гражданственность лишь через независимое, активное и ответственное участие в общественном процессе — через включение в управление обществом и государством. Возможность граждан воздействовать на социальные и политические процессы в обществе — оборотная сторона их полноправия в качестве граждан.

Идея гражданского участия — одна из основополагающих в концепции демократии. По сути дела речь идет о децентрализации и распределении политической власти.

Идея гражданского участия поддерживается всеми. Однако ее практическая реализация далеко не проста.

Во-первых, идея гражданского участия основывается на признании конституционного права каждого гражданина в демократическом обществе на равноправное участие в общественной жизни. Но актуализация гражданами этого права предполагает достаточный уровень образованности и информированности, развития аналитических и дискурсивных способностей, социально-организационного опыта и соответствующих навыков.

Во-вторых, гражданское участие предполагает включенность граждан в местное самоуправление, в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов местного, регионального, национального значения, их влияние на принятие решений и возможность контроля за их исполнением. Все это как раз и предполагает перераспределение власти и его закрепление в соответствующих общественно-политических институтах и процедурах.

В-третьих, граждане не всегда психологически готовы к действенному гражданскому участию и активизируются только тогда, когда затронуты их личные интересы. Апатия и скепсис, слабая мотивированность по отношению к общественным проблемам, а также недостаток знаний и опыта препятствуют участию граждан в публичном дискурсе и общественных делах.

Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это — общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на ее функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право своим реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое — в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться. Большинство граждан лишь довольствуется сознанием своей принципиальной возможности воздействовать на политические решения, но мало тех, кто действительно стремится оказывать такое воздействие.

Смысл гражданского участия заключается в том, что все граждане имеют равное право воздействовать на законотворческие и политические процессы в своей стране.

В самой простой и непосредственно доступной каждому форме, имеющей отдельные, законом определенные ограничения, принцип участия отражен в праве голоса.

Участие в выборах — форма гражданской активности, требующая от граждан менее всего усилий. В развитых формах она проявляется в участии граждан в общественных дискуссиях, акциях и движениях. Поэтому гражданское участие опосредовано конституционно зафиксированным правом каждого гражданина высказывать публично свою позицию, объединяться с единомышленниками для обмена мнениями, пропаганды своих взглядов и оказания организованного влияния на органы управления и власти, выдвигать свою кандидатуру на выборные государственные должности и быть выбранным. Для полноты осуществления гражданами этой возможности они имеют право на получение информации относительно состояния дел по всем интересующим их общественным проблемам.

Таким образом, под гражданским участием понимается любая правомочная и не обусловленная соображениями административногосударственного, корпоративного или авторитарно-кланового подчинения активность, направленная на решение общественных проблем. Предмет гражданского участия в принципе не ограничен. Оно может осуществляться по поводу социально-политических, хозяйственных, экологических, культурных, здравоохранительных, научно-технических, образовательно-просветительских и разных других, вызывающих обеспокоенность общества, проблем. Его действительное значение определяется тем, что оно ориентировано на общее благо и от его действенности зависят общие интересы.

Как показывает опыт разнообразных гражданских инициатив, посредством гражданского участия может компенсироваться неэффективность системы представительства в обеспечении реализации общих интересов. В любом случае распределение власти происходит благодаря тому, что граждане берут на себя ответственность за положение дел в обществе и не ждут, пока властвующие поделятся с обществом властью.

Ключевые слова: Общество, Мораль
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Понятие общественная мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Толерантность в обществе
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Идея ненасилия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Ненасильственное сопротивление
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское неповиновение
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Гражданское общество и право
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Теории общественного договора
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Понятие и историческая эволюция гражданского общества
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий