Д.М. Вульф (D.M. Wulf) отмечает, что среди объектов повышенного интереса К.Г. Юнга была одна из первых религиозных традиций - гностицизм. Гностические движения возникли в эллинистический период и, по мнению Д.М. Вульфа, возникновение этого движения было обусловлено глубоким духовным потрясением, связанным со знакомством с восточной культурой в период завоеваний Египта, Палестины, Сирии, Вавилона и Персии Александром Македонским в IV в. до н.э., что привело к сближению греческой и восточных цивилизаций. В начале нашей эры, после нескольких столетий существования греческого господства, уже синкретический Восток «духовно контратаковал» эллинскую культуру и в конце концов заполнил ее собственным содержанием. Результатом этого стал новый и всепроникающей синкретизм, смешение вавилонской астрологии, эллинизма, иудаизма, платонической и стоической идеи, а также различных восточных таинственных культов.
Особое место среди духовных движений этого времени занимала группа, известная под именем «гностиков». С мировоззрением этого движения можно познакомиться в известном труде К.Г. Йона-са «Гностицизм». Объектом познания гностиков была ни много ни мало суперкосмическая драма, разворачивающаяся «в тумане, окутывающем начало нашей эры», определившая «творение мира, судьбу человечества, грехопадение и искупление». «Почти все деяния совершались в горнем мире, в божественной, ангельской или демонической сферах, - драма титанических личностей в сверхъестественном мире, по отношению к которому драма человечества в земном мире существовала бы, но лишь как отдаленное эхо» (К.Г. Йонас, с. 10).
В центре гностической драмы находится радикальный дуализм между добром и злом, Богом и человечеством, божественным и материальным мирами. Плерома, или божественное царство света, и его божество - истинный Бог, стоящий у дистанционного пульта и являющийся антитезой Вселенной и царству тьмы. Это «повесть о свете и тьме, знании и невежестве, безмятежности и страсти, гордыне и сострадании на чаше весов не человеческого, но вечного бытия, столь же не свободного от страдания и ошибок» (К.Г. Йонас, с. 11).
Гностицизм представлял серьезную угрозу для раннего христианского движения, особенно изнутри. Некоторые из ранних христиан считали себя христианскими гностиками. Борьба с гностицизмом привела к формированию доктрин и канонов христианской церкви, принимаемых как истинные, и учреждению в ней иерархической власти.
К.Г. Юнг предложил воспринимать гностическую доктрину, изображающую восхождение души через небесные сферы, как технику субъективного внутреннего преобразования (трансформации), которое завершается как экстаз единения с Абсолютом. При этом К.Г. Юнг понимает этот процесс не как гностик, за что его критиковали, а как врач и ученый, исходя из поддающихся проверке фактов, а не гностических утверждений, опирающихся на «сверхъестественные знания».
Процесс трансформации, согласно учению К.Г. Юнга, происходит в бессознательной сфере психики человека.