Темперамент ребенка


Дети значительно отличаются друг от друга своим темпераментом, причем эти различия проявляются с момента рождения. Их диапазон необыкновенно широк. Так, Бриджер и Берне обнаружили достоверные индивидуальные различия в изменении частоты сердечных сокращений у младенцев в ответ на прикосновение. Различались также реакции младенцев на разнообразные способы успокоения после воздействия стрессогенных стимулов. В других исследованиях были показаны различия в поведении при сосании, различия в характере зрительных реакций, а также в характере выработки условных рефлексов.

Далее следует отметить важные различия, касающиеся стиля поведения детей, иными словами, различия в способах выполнения тех или иных действий, а не самих действий. Лонгитюдное исследование, выполненное Томасом с соавторами в Нью-Йорке, показало, что дети достоверно различаются по следующим характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение, динамика процессов выделения и т. д.). Дети также отличаются по способности к адаптации (то есть тем, насколько легко меняется их поведение в ответ на изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие — криком или просто жалобой).

Дети отличаются также тем, идут ли они навстречу контактам или, наоборот, избегают их. Стиль поведения детей, оцененный с помощью такого подхода, сохраняется примерно на протяжении года, однако указанные характеристики ни в коей мере не являются фиксированными навсегда и в более длительных масштабах времени претерпевают заметные изменения.

Ключевые слова: Темперамент, Ребенок
Источник: Раттер М., Помощь трудным детям
Материалы по теме
Материнская ласка и факторы, на нее влияющие
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Исследование активности как черты темперамента
...
Экстраверсия — интроверсия и эффективность общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Принципы изучения психики ребенка
Урунтаева Г.А., Детская психология
Кризис трех лет
Абдурахманов Р.А., История психологии
Понятие о темпераменте в советской психологии
...
Феноменология кризиса трех лет
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Темперамент и неврозы
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий