Сущность воображения

Воображение остается до сих пор загадкой для исследователей. Оно представляет собой специфическое отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей путем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может представлять себя в разных исторических эпохах, в мечтах и фантазиях моделировать будущее. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.


Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто новое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для создания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы могут не соответствовать реальности.

Ключевые слова: Воображение
Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Материалы по теме
Физиологическая основа воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Особенности развития воображения младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Индивидуальные особенности воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Рекламный образ
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Развитие воображения у детей
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Классификация воображения
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Является ли мечта видом воображения?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий