Воображение как процесс преобразования представлений

+1
+8
-1

Воображаемые образы только лишь кажутся полностью оторванными от действительности. Но они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.

Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти. Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность.

В любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза. Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.

Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает способствует возникновению процесса воображения. В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта не имеющему аналога в реальной
жизни.

Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.

Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, разные элементы, образуя чаще всего Hepeaльный совокупный объект. Вспомним сказку о ковре-самолете. В ней было больше мечты, чем реальности. Однако же человечество все же сумело перекинуть мосты от образа воображения к действительности. А современные автомобили превзошли сказочную чудо печь Емели по комплектации: здесь электропечь, холодильник, средства мобильной связи еще кое-что из того, что Емеле даже и не снилось.

Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделена часть из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол в одноименной телевизионной передаче телевидения России. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям Узнать его. Этот способ активно используют артисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.