Воображение как процесс преобразования представлений

Воображаемые образы только лишь кажутся полностью оторванными от действительности. Но они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.

Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти. Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность.

В любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза. Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.

Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает способствует возникновению процесса воображения. В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта не имеющему аналога в реальной
жизни.

Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.

Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, разные элементы, образуя чаще всего Hepeaльный совокупный объект. Вспомним сказку о ковре-самолете. В ней было больше мечты, чем реальности. Однако же человечество все же сумело перекинуть мосты от образа воображения к действительности. А современные автомобили превзошли сказочную чудо печь Емели по комплектации: здесь электропечь, холодильник, средства мобильной связи еще кое-что из того, что Емеле даже и не снилось.

Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделена часть из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол в одноименной телевизионной передаче телевидения России. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям Узнать его. Этот способ активно используют артисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.