Воображение и личность

Воображение обязано своим происхождением труду. Поэтому неудивительно, что содержание и характер воображения человека зависит от опыта его включения в различные виды деятельности.

Чем больше деятельностей осваивал человек в жизни и чем пристрастнее он к ним относился, тем богаче его воображение. Как мыслит не мышление, так и воображает не воображение, а личность, человек. При этом особенности личности, ее актуальные эмоции, ее стремления и ожидания оказывают существенное влияние на процесс воображения и его результат.

Особой формой воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта — необходимое условие реализации творческих сил человека. «В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы, циркуле и т.д. и т.п.) можно увидеть опредмеченную, воплощенную мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах». Люди мечтают о разном: об особняке и яхте, о счастливой семье, об интересной профессии, о научном открытии, о политических победах и власти, о карьере поп-звезды, — и этим они отличаются друг от друга. Содержание мечтаний зависит от потребностей личности, от системы ценностей, на которые она ориентируется, от ее умственного развития.

Другой вопрос — насколько мечтающий человек оказывается действенным в реализации своей мечты? Активно претворяет в жизнь, претворяет вяло или мечта фактически замещает соответствующую деятельность? На развитие человеческих мечтаний существенно влияет уровень волевого развития человека. Мечты волевого человека при прочих равных условиях более реальны и осуществимы.

Большое значение имеет воображение в профессиональном самоопределении, в построении образов возможного профессионального будущего. Есть данные, свидетельствующие о том, что далеко не у всех выпускников средней школы уровень развития познавательной сферы позволяет сделать зрелый, полноценный выбор профессии. Часть из них, получив задание представить себе последствия своего выбора, подменяют описания возможного будущего анализом настоящего.

Будучи атрибутом всякой деятельности, в особенности творческой, воображение находится под сильным влиянием эмоций. Одним из проявлений этого влияния считается вдохновение — особый подъем душевных и духовных сил личности. И. Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд, а П. И. Чайковский назвал его гостьей, которая не любит посещать ленивых.

Однако и воображение оказывает влияние на эмоциональное состояние личности. Однажды кто-то из друзей О. Бальзака, зайдя к нему, застал его совсем больным. Лицо было покрыто каплями холодного пота, он тяжело и прерывисто дышал. Оказывается, он только что описал смерть своего героя. Когда другой французский писатель Г.Флобер описывал сцену отравления Эммы Бовари, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка.

Репортер Шерешевский, о котором шла речь в главе, посвященной памяти, мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градуса. Для этого ему достаточно было вообразить («увидеть»), что его правая рука лежит на краю плиты, а левой он держит кусок льда. Он мог ускорять ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) и замедлять его («видя» себя спокойно лежащим на постели).

Ю. М. Орлов замечает, что невозможно испытать чувство ревности, не воображая сцену супружеской измены. У ревнивца «ревнивые» образы возникают чаще, чем у других, и сильнее влияют на его психическое состояние. Подобные примеры помогают понять, почему влияние на чувства может осуществляться через управление воображением. Действительно, человек, создавая условия для возникновения одних образов и блокируя актуализацию других, вполне может способствовать изменению своего эмоционального состояния. С этой целью он может, например, избавляться от предметов, актуализирующих нежелательные образы.

Есть период в развитии личности, который называют сензитивным относительно развития воображения. Сензитивный — значит особенно чувствительный к внешним воздействиям, способствующим развитию фантазии. Речь идет о дошкольном возрасте, когда ведущей деятельностью является игра. Разумеется, воображение развивается и до, и после указанного периода, но именно включение ребенка в игровую деятельность создает наиболее благоприятные условия для развития его фантазии.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология