Восприятие и представление

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия служит условно-рефлекторная деятельность внутри- и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Бесспорно, начинать следует с людей. А затем придет время поговорить и о вещах.
Ф.Бродель

Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино, восприятие приобретает качество субъективного образа объективного мира. Восприятие — целостный образ предмета, данного посредством наблюдения.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность. К свойствам восприятия психологи относят такие качества, как:
• предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира;
• структурность — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру;
• осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета;
• целостность — восприятие есть всегда целостный образ;
• константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету, величине и т.д.;
• избирательность — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Мимика человека имеет множество оттенков, но даже самые выразительные люди не в состоянии только с ее помощью сообщить, собираются ли они идти пешком или лететь и хотят ли направиться домой или в противоположную сторону. А серый гусь и галка легко выполняют такие задачи.
Конрад Лоренц

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной группе вещей или явлений.

Понятие «восприятие» играет очень важную роль в социальной психологии и через нее оно тесно связывается с социологией. Благодаря ему формируется новое явление — восприятие человека человеком. Данное понятие используется в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Оно включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процесса восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Психологи выделяют четыре основные стратегии в восприятии другого человека:
• аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);
• эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
• перцептивно-ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;
• социально-ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Системе негосударственных учебных заведений в нашей стране уже 12 лет. Частные школы и гимназии, центры общественных и религиозных организаций — все они давно и прочно заняли свою нишу в сфере образования. Количество негосударственных школ составляет примерно 5-6% всех общеобразовательных учреждений. В Москве сегодня 225 таких школ. К2005 г. как минимум 60% школ предполагалось оборудовать компьютерными классами, подключенными к Интернету. И если все пойдет по плану, то к 2010 г. на четверых учащихся будет приходиться один компьютер.

Воспринять нечто означает почти то же самое, что понять его. Правда, восприятие относится к чувственному познанию, а понимание к рациональному. Но кто знает, может быть, восприятие и понимание — это двоюродные братья. Во всяком случае очень близкие родственники. Может быть, еще более близкими родственниками, хотя и находящимися в разных формах познания, выступают представление и понимание. Известно только, что представление является еще более сложным видом чувственного познания, чем восприятие.

Источник: 
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008