Сущность профессионального самоопределения

Важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы, выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовало ранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической и художественной литературе эта проблема занимала видное место.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (1976; 1983; 1988; 1990 и др.), А.Е. Голомшток (1979), Б.А. Федоришина (1979) и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом «Я-концепции» развития личности (1986).

Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства. Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений.

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Р.Киннер (Kinner, Krumboltz, 1986) рассматривают роль профкон-сультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту.

Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный профконсультант — это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение — как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека» (Gysbers, Moore, 1987, с. 1-7).

А.Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле (Maslow, 1970).

Дж.Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды (см. Прощицкая, 1993; Holland, 1966).

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы» (см. Укке, 1990; Fukuyama, 1980, 1984). Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения...

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Д.Сьюпер (см. Михайлов, 1975; Укке, 1972; Super, 1985). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) — это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенна изменяющееся по мере взросления человека.

Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс) (см. Франкл, 1990, с. 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность (1993). В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное — находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) (1984). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья, судьбы (Аргайл, 1990; Климов, 1993; Коган, 1988, и др).

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профкон-сультацию можно определить как «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983, С. 15-21).

В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант Схемы построения личного профессионального плана — ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991):
1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформацион-ная основа самоопределения).
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).
8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка), намеченных планов по принципу «обратной связи».

Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:
— самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;
— самоопределение на конкретном трудовом посту;
— самоопределение в специальности;
— самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей);
— жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
— личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
— самоопределение в культуре, выход на «социальное бессмертие» — по А.Г. Асмолову — как высший уровень личностного самоопределения (1990).

Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных типах степень свободы человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже привыкает к такой работе, то его зависимость от данной деятельности усиливается по нарастающей.

Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлассного токаря или художника, работающего в своей мастерской. Сам «трудовой пост» рассматривается как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и много-признаковое системное образование», включающее заданные цели, предмет, систему средств труда, систему профессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду (Климов, 1988, с.41).

Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще больше расширяются. Например, водитель такси без особых проблем пересаживается на разные легковые автомобили. Но при этом даже хорошие таксисты, когда им приходится пересаживаться на большегрузные самосвалы, иногда испытывают большие трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешное самоопределение в конкретной специальности (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к успешному самоопределению в профессии водитель (водитель вообще). Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его возможности выбора еще больше расширяются. <.> По сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает не только трудовые посты (в рамках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии.

Самоопределение в конкретной трудовой функции, на конкретном трудовом посту, в специальности и в профессии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда, труд в более широком смысле — это гораздо более широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например, труд на приусадебном участке или труд по воспитанию своих детей).

Следующий тип — жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определенном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности.

Примечательно, что один из ведущих авторитетов США в области профессионального консультирования Дж.Сьюпер определяет понятие «карьера» в «...ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» (Super, 1983), а представляя свою концепцию «жизненных карьер», он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя... Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматриваться профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.

Таким образом, современное понимание карьеры — это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, не при условии, что человек не отказывается от такой свободы.

Следующий, более сложный тип — личностное самоопределение — может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые poли.

Наконец, самый сложный тип — это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя бы как о возможности. Высший тип самоопределения — это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение...), когда о человеке можно сказать словами А.М. Горького, что он стал «человеком человечества» (Асмолов, 1990, с. 360-363).

По каждому из представленных выше типов самоопределения можно условно выделить пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней — внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения): 1—агрессивное неприятие, выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2 — стремление мирно избежать данной деятельности; 3 — выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4 — стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5 — стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).

<.> Обычно человек самоопределяется как бы сразу по нескольким типам, но уровни самоопределения по каждому из этих типов могут быть разными. Например, по своей профессии человек — настоящий творец, а в личной жизни неудачник, боится жить, боится любить...

Сказанное выше позволяет выделить основные моменты, характеризующие соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», что также порождает определенные проблемы, несколько осложняющие теорию и практику профконсультационной работы. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться о крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых ровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознания) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» (Климов, 1983, с. 62-63).

<.> Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Например, если человек по конкретному типу самоопределения — самоопределению в культуре — реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него незначима, то говорить о полноценном личностном самоопределении не приходится (можно говорить лишь о возможности такого самоопределения).

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственное за данную работу (Климов, 1986, 1988), что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.

<.> Как уже отмечалось, возможности самоопределения «человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, то есть при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессии, в жизни, к личностному самоопределению и самоопределению в культуре, но опять же при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации будет достаточно высоким, творческим, что предполагает определенную внутреннюю активность личности.

Традиционно профконсультанты и профориентаторы главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы установления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio — желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б. Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам Е.А.Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный (Климов, 1983, с. 61-62)

Источник: 
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности