Активность и активизация в профессиональном самоопределении

Если все-таки учащийся или другой клиент профконсультанта проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судьбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Прежде всего разберемся в том, что такое активная позиция и какие методы могут считаться активизирующими.

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает:
1) готовность увидеть проблему самоопределения;
2) попытки самостоятельного ее решения;
3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту;
4) готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом;
5) готовность самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации психолога);
6) готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует определенного мужества;
7) готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом (например, ограничить себя во времени), так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей) и т. п.

К сожалению, далеко не все люди оказываются готовыми к такой позиции, и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема активизации такова:
1) установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента своими методиками, своим «авторитетом» или своим обаянием);
2) совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут ему самому оценить свою ситуацию;
3) совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-профконсультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение;
4) совместное подведение итогов работы, для чего также желательно использовать методы, понятные и доступные клиенту;
5) своевременное снижение активности самого профконсультанта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом.

Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить его средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, человек постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту.

В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта -> активизация клиента в совместной деятельности с психологом -> активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).

Источник: 
Пряжников Н.С., Профориентация