Предпрофильная и профильная ориентация школьников

В основе идей предпрофильной и профильной ориентации учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников еще в IX и X классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов. Определенный опыт профильной подготовки накоплен как за рубежом, так и в России. Например, еще в 1864 г. был принят указ, согласно которому организовывались семиклассные гимназии двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). В дальнейшем к проблеме ранней профилизации и специализации обращались неоднократно.

В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить прежде всего профориентационную задачу.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки... с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии». Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после IX класса), затем к моменту окончания школы он должен не только выбрать конкретную профессию и профессиональное учебное заведение, но и получить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подготовительных курсов и т.п.

Главным положительным моментом данной Концепции является то, что наконец-то государство обратило внимание на профориентацию. Ведь согласно Концепции и Рекомендациям об организации предпрофильной подготовки (пусть даже на уровне эксперимента) на эту работу в IX классах выделяется 100 учебных часов в год, из которых 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводится на предметные курсы по выбору и ориентационные курсы, а 1/3 объема (примерно 1 час в неделю) — на информационную работу и профильную ориентацию.

При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.п.). Профильная ориентация означает «оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Как мы поняли, профильная ориентация больше нацелена на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Также отмечается, что профильная ориентация способствует «созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом». Правда, отведенных для этого 30 — 35 учебных часов в неделю, на наш взгляд, явно недостаточно.

Следует отметить, что пока каких-то жестких указаний на обязательные методы и формы работы не дается. Более того, в Концепции даже отмечается необходимость «многообразия форм ее реализации», а также возможность использовать различные модели организации самой профильной подготовки (внутришкольная или сетевая организация, когда несколько школ группируются вокруг такого учебного заведения, где имеется больший образовательный ресурс для профильного обучения).

Пока данная затея находится на уровне эксперимента. Можно лишь предполагать возможные результаты. Все зависит от того, насколько серьезно этим будут заниматься федеральная власть, а также власти муниципальные, ведь анализ зарубежного опыта свидетельствует, что влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования проявляются отчетливо.

Обозначим некоторые трудности (и даже сомнения) в достижении успеха предпрофильной и профильной подготовки с учетом нынешних российских реальностей.

1. Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки. Понятно, что затраты потребуются немалые. Это и финансирование новых планов и программ, и стимулирование администраторов и исполнителей данной Концепции и соответствующих рабочих программ, это и материально-техническое обеспечение (и переоснащение) имеющихся кабинетов, аудиторий и мастерских и т.п. Пока в этом вопросе наблюдается явное противоречие: с одной стороны, подчеркивается безусловное требование бесплатности и общедоступности среднего (полного) образования, включая и профильную подготовку, с другой стороны, платность допускается и, возможно, предполагается. Так, один из идеологов профильной подготовки — А. Пинский, отвечая на вопросы читателей (см.: Первое сентября, 2003, 26 апр.), касающиеся возможности школьников бесплатно прослушивать углубленные курсы в каком-либо из соседних лицеев, где обучение ведется платное (а такая возможность предусматривается Концепцией), отмечает: «А я и не говорю, что бесплатно!.. Родители — это первейшие союзники в деле профильного обучения. Если они видят, что их деньги тратятся не зря, они эти деньги находят. А наше дело — подумать, как сделать эти престижные лицеи и гимназии базовыми профильными школами и союзниками в деле профилизации».

2. Предпрофильную и профильную ориентацию предполагается осуществлять за счет основной программы средней школы. В Концепции по этому поводу читаем: «Очевидно, что любая форма профилизации ведет к сокращению инвариантного компонента».  Правда, в другом месте Концепции говорится о том, что для создания образовательного пространства самоопределяющегося учащегося «необходимо... увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования». Как известно, перекраивать устоявшиеся образовательные программы не только очень сложно, но и ответственно, что предполагает прогнозирование последствий таких вмешательств в учебный процесс. Нам представляется, что важным неиспользованным резервом здесь явилось бы более творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывали бы учащимся о связи их предмета с близкими профессиями.

3. Реальная неготовность многих педагогов и психологов к реализации предпрофильной и профильной подготовки. Необходима серьезнейшая подготовка специалистов к данному нововведению, а это предполагает немалые финансовые расходы (в государстве, где денег именно на образование почему-то явно не хватает). Кроме того, у большинства педагогов и так достаточно высокая загруженность основной работой и у них нет внутреннего (да и внешнего) стимула для освоения новых идей и методов работы. Похожая ситуация была в конце 1980-х гг., когда всю профориента-ционную работу пытались буквально «свалить» на учителей труда, которые, естественно, от нее отмахивались в большинстве случаев.

4. Полноценная профориентационная работа со школьниками помимо использования массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные проф. консультации, но из Концепции не совсем понятно, кто и когда будет такие индивидуальные профконсультации проводить. Если учесть, что Центры профориентации молодежи, показавшие свою эффективность во второй половине 1980-х гг., сейчас в значительной степени развалены, то получается, что старшекласснику фактически не к кому обратиться в большинстве случаев. А рассчитывать только на педагогов или психологов-энтузиастов недальновидно. Для того чтобы организовать индивидуальные профконсультации, необходимо не только предусмотреть время, но и подготовить специалистов, готовых к такой ответственной работе.

5. Профилизация — это фактически способ социально-профессиональной сегрегации населения. Ведь даже в Концепции оговаривается, что школы могут быть и непрофильными. Если обратиться к истории, то именно непрофильные школы дают более обширное, универсальное образование, которое в перспективе может стать основой и для получения университетского образования (университет — от лат. universitatis, т.е. «совокупный», разносторонний). И именно разносторонний человек больше приспособлен для жизни в сложном обществе. А разносторонний, широкообразованный специалист в большей степени востребован современным, постоянно обновляющимся производством. О бесперспективности подготовки «узких специалистов» писал в свое время К.Маркс. А о том, что ранняя профессионализация (и , специализация) ведет к неполноценному развитию и является признаком слаборазвитого общества, говорят многие психологи. Например, Б.Ливехуд вообще считает, что самым страшным для подростка является зарабатывание денег в 14 лет, а для 20-летних самое страшное — все время заниматься одним и тем же делом, не имея возможности приобщаться к разнообразному труду.

И все-таки следует признать, что для определенной части подростков получение разностороннего образования является неинтересным занятием и они в школе, скорее, не учатся, а мучаются. С большей охотой они будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе — всеобщего высшего образования достаточно устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются. Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество — это время экспериментирования, пробыв разнообразных учебно-профессиональных выборах. Более того, цивилизованные народы даже дают подросткам право на неизбежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром Э.Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий», когда взрослые с пониманием относятся к экспериментированию подростка. Поэтому ограничивать подростка в таких выборах очень недальновидно. у[ хотя Концепция профильной подготовки допускает возможность смены профиля, но реально для многих учащихся это будет сделать крайне сложно.

Ключевые слова: Школьники, Профориентация
Источник: Пряжников Н.С., Профориентация
Материалы по теме
Особенности мышления младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Трудовая деятельность младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Активность и активизация в профессиональном самоопределении
Пряжников Н.С., Профориентация
Младший школьный и подростковый возраст
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Выготский Л.С. - Кризис семи лет
Дубровина И.В., Младший школьник
Общение младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Типы и уровни профессионального самоопределения
Пряжников Н.С., Профориентация
Социальная ситуация развития младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий