Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, или иначе ПРОСОДИЧЕСКИЕ (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.
ТАКТ - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

ПРОКЛИТИКА - безударный слог перед ударным, напр., я думал. ЭНКЛИТИКА - безударный слог после ударного , напр., знаю я В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова -артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: "под руку".

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов. Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

  1. СИЛОВОЕ (ДИНАМИЧЕСКОЕ) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
  2. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ (КВАНТИТАТИВНОЕ) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
  3. МУЗЫКАЛЬНОЕ (ПОЛИТОНИЧЕСКОЕ) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке. В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое. Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение "мать", та(2) с восходящим тоном означает "конопля", та(3) с нисходяще-восходящим тоном - "лошадь" и "цифра," та (4) с нисходящим тоном значит "ругаться."

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает "продавать", a mai с нисходяще-восходящим тоном - "покупать".

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая в кантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами ):

  • Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж;
  • Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать;
  • Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый;
  • Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться;
  • Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина;
  • Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

  1. hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»;
  2. hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»;
  3. hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus) ударение с более высокой нотой, напр., я а т f| р [pater] - отец;
тяжелое ударение (лат. gravis) с более низкой нотой, напр. а р % г\ [arche]- начало;
облегченное ударение (лат. circumflex) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., а со ц а [soma] - тело. Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением. Музыкальное ударение может быть на слоге или слове. Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.
Ударение в слове бывает основным ( ) или второстепенным ( ), напр., железобетон.
Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове (творог, творог).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков. Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. sobota «суббота», vojak «солдат»; венг. alma «яблоко», balta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел». Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta). Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revolution, баш.дат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран. Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык. Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кружки - кружки, полки - полки.

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A.M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения.

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово, открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове: «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли — почему так? Дайте и мне, если всем даете...». На третьем слове: «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом: «Чаю! Понимаете — ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

  1. мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
  2. ударение;
  3. пауза;
  4. темп речи;
  5. тембр голоса.
Ключевые слова: Язык
Источник: Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Материалы по теме
Языковые особенности официально-делового стиля
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Фраза как единица высказывания
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Язык как система знаков
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Язык журналистских текстов
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Регулятивная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Общее и особенное в языках, их сравнение
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи
...
Языковая одаренность
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий