Симпрактическое и синсемантическое строение и функции слова

Слово - это основой элемент системы языка, носитель определенного значения. Как структурно-семантическая единица, оно служит для именования предмета, выделяет признаки, действия, отношения действительности, объединяет объекты в известные системы, кодирует человеческий опыт. Слово выполняет функции предметной отнесенности, принимая форму существительного, глагола, прилагательного или связи. Это решающий признак слова, благодаря которому мир удваивается, он позволяет мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие. Человек получает в свое распоряжение и мир образов, объектов и качеств, тем самым слово является нам особой формой отражения действительности.

Современной лингвистической науке известно, что слово имеет сложное строение', и в нем можно выделить две основные составные части, которые принято обозначать терминами «предметная отнесенность» и «значение».

Каждое слово человеческого языка - обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Говоря «стол», мы относим это слово к определенному предмету - столу, говоря «сосна», мы имеем в виду другой предмет, говоря «собака», - третий предмет, говоря «пожар», «погода», «город», мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных.

Эта первая основная функция слова и называется предметной отнесенностью или, как говорят некоторые лингвисты, представляющая функция слова.

Наличие обозначающей функции слова, или его предметной отнесенности, является важнейшей функцией языка. Оно позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слова.

Способность слова обозначать соответствующие предметы условным знаком, вызывать их образы не является, однако, единственной функцией слова.

Слово имеет и другую, более сложную функцию: оно дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Оно является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Эта вторая функция слова обычно обозначается термином «значение слова».

Две основные функции значения слова:
- выделение существенного признака предмета;
- отнесение предмета к известной категории.

Известно, что многие слова имеют несколько значений. Многозначность скорее можно назвать правилом языка, нежели исключением. Это широкое явление, а «предметная отнесенность» или «ближайшее значение» (смысловое поле) слова является лишь выбором нужного в данной ситуации значения из ряда возможных. Именно ситуация маркирует то значение, которое уточняется в данный момент. Как правило, то или иное значение слова отделяется от других в соответствии с контекстом, в котором находится слово. Уточнение понимания конкретной «предметной отнесенности», выбор «ближайшего значения» слова определяется с помощью многих факторов, как лингвистических, так и психологических.

Было бы неправильным думать, что сложное строение слова, включающее как обозначение предмета, так и систему его отвлеченных и обобщающих признаков, возникло сразу, и что язык с самого начала обладал системой таких значений слов, какие мы можем наблюдать в его наиболее развитых формах.

Речь и слово - не условный знак, они имеют семантическое, смысловое содержание - значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету - это познавательное отношение.

Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, не является пассивным процессом. Мы познаем и осознаем действительность, воздействуя на нее; мы познаем предметное значение, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функцию в системе общественной деятельности. Слово возникает в общении и служит для общения. Появление слова знаменовало собой появление более совершенного способа общения между людьми.

Через некоторое время после появления элементарных, диффузных, симпрактических слов (примерно в год и шесть месяцев -год и восемь месяцев) ребенок впервые начинает усваивать элементарную морфологию слова.

Слово приобретает характер существительного, начинает иметь предметное значение именно в связи с усвоением суффикса, то есть усвоением элементарной морфологии существительного; оно перестает обозначать ситуацию и становится самостоятельным, независимым от своего симпрактического контекста. Характерно, что именно к этому периоду, когда слово начинает приобретать морфологические дифференцированные формы, относится огромный скачок в словаре ребенка. Если до этого в его словаре преобладали аморфные слова, которые могли обозначать что угодно, и поэтому в этот период он мог обойтись небольшим количеством слов, имевших разные значения в зависимости от ситуации, жеста и интонации, то теперь значение слова сужается и словарь увеличивается. Происходит усвоение грамматики родного языка и строение слова из симпрактического становится синсемантическим; ребенок оказывается вынужденным обогатить свой словарь, т.е. приобрести другие слова, которые адекватно отражали бы не только предмет, но и качество, действие, отношение. Именно этим объясняется тот удивительный скачок в развитии словаря ребенка (1,6-1,8 лет). До этого периода количество слов, зарегистрированных у ребенка, было порядка 12-15 слов; в это время оно сразу доходит до 60, 80, 150, 200. Этот скачок объема словаря ребенка, который был подробно изучен большим количеством авторов, начиная от В. Штерна, Мак-Карта и кончая Р. Брауном, и объясняется переходом от симпрактической к синсемантической речи.

Таким образом, наблюдения над онтогенезом дают дополнительные факты, которые позволяют считать, что слово рождается из симпрактического контекста, постепенно выделяется из практики, становится самостоятельным знаком, обозначающим предмет, действие или качество (а в дальнейшем и отношения), и к этому моменту относится и настоящее рождение дифференцированного слова как элемента сложной системы кодов языка.

Ключевые слова: Язык
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Язык как орудие мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Хотите говорить по-английски?
...
Суперсегментные единицы языка
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Язык искусства
Семиотика
Философское учение о слове и концепция языка в творчестве М.В. Ломоносова
Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,...
Язык и разум
Кит Харрисон ,Странности нашей эволюции
Родители выбирают EF English First
...
Слово как единица языка
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Оставить комментарий