Способы, признаки и функции воображения

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными приемами и способами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез). Так, новые представления благодаря операциям анализа и синтеза возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер.

К основным приемам и способам процесса воображения относятся:

  • агглютинация;
  • акцентирование;
  • гиперболизация;
  • схематизация, аналогия;
  • типизация.

Агглютинация — «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов: сфинкс, русалка, кентавр (рис. 62). К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).


Так, в настоящее время комбинируются некоторые механизмы и машины. Приведем в качестве примера дорожные машины, выпускаемые Минским промышленным объединением «Амкадор», когда трактор одновременно оборудован ковшом и отвалом. В результате, становясь универсальной машиной, он может работать и как экскаватор, и как бульдозер.

Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Акцентирование (заострение) — это выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Так художник рисует дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только этому человеку особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна, например, изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом. Карикатура и шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительное. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.

Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп. Этот прием также широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.

Схематизация — сглаживание различий между предметами и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Аналогия — еще один прием создания творческих образов. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания разнообразных механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (например, локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной; ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет — отдаленная аналогия с птицей.

Наиболее сложным приемом творческого воображения является типизация — это выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на типизацию. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации описать не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу

А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение, имея разные признаки, различается у людей:

  • по яркости образов;
  • степени их реалистичности, правдивости;
  • новизне;
  • оригинальности;
  • широте воображения;
  • произвольности, т. е. по умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
  • типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.);
  • устойчивости.

Таким образом, воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Разнообразные приемы создания творческих образов используются в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде — типизация.

Функции воображения

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие:

  • представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание психической модели конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;
  • регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность, произвольно регулировать познавательные процессы и состояния (в частности, восприятие, внимание, память, речь, эмоции). С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятиями, воспоминаниями, высказываниями;
  • формирование внутреннего плана действий. Человек способен выполнять их в уме, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности. Составляются такие программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
  • управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Воображение
...
Воображение и личность
Штейнмец А.Э., Общая психология
Возрастные особенности воображения
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
Маклаков А. Г. - Общая психология
Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Воображение и творчество
Маклаков А. Г. - Общая психология
Оставить комментарий