Способы, признаки и функции воображения

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными приемами и способами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез). Так, новые представления благодаря операциям анализа и синтеза возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер.

К основным приемам и способам процесса воображения относятся:

  • агглютинация;
  • акцентирование;
  • гиперболизация;
  • схематизация, аналогия;
  • типизация.

Агглютинация — «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов: сфинкс, русалка, кентавр (рис. 62). К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).


Так, в настоящее время комбинируются некоторые механизмы и машины. Приведем в качестве примера дорожные машины, выпускаемые Минским промышленным объединением «Амкадор», когда трактор одновременно оборудован ковшом и отвалом. В результате, становясь универсальной машиной, он может работать и как экскаватор, и как бульдозер.

Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Акцентирование (заострение) — это выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Так художник рисует дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только этому человеку особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна, например, изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом. Карикатура и шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительное. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.

Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп. Этот прием также широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.

Схематизация — сглаживание различий между предметами и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Аналогия — еще один прием создания творческих образов. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания разнообразных механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (например, локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной; ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет — отдаленная аналогия с птицей.

Наиболее сложным приемом творческого воображения является типизация — это выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на типизацию. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации описать не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу

А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

Воображение, имея разные признаки, различается у людей:

  • по яркости образов;
  • степени их реалистичности, правдивости;
  • новизне;
  • оригинальности;
  • широте воображения;
  • произвольности, т. е. по умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
  • типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т. д.);
  • устойчивости.

Таким образом, воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Разнообразные приемы создания творческих образов используются в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности — акцентирование, типизация, в литературном труде — типизация.

Функции воображения

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие:

  • представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности на создание психической модели конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;
  • регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность, произвольно регулировать познавательные процессы и состояния (в частности, восприятие, внимание, память, речь, эмоции). С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятиями, воспоминаниями, высказываниями;
  • формирование внутреннего плана действий. Человек способен выполнять их в уме, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности. Составляются такие программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
  • управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Ключевые слова: Воображение
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Представление и воображение
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Социологическое воображение: теория вопроса
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Физиологическая основа воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Особенности развития воображения младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Индивидуальные особенности воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Рекламный образ
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Развитие воображения у детей
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий